Кажется, президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева может теперь спокойно вздохнуть и эмоционально воскликнуть: «Наконец–то!» Сбылось ее заветное желание, за которое она боролась и ратовала с того самого дня, как был принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Уже тогда многим специалистам стало ясно, что этот документ нуждается в серьезной корректировке и дополнении. После длительных дебатов и обсуждений в обществе увидел свет приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Документ согласован с федеральными министерствами: транспорта, внутренних дел и здравоохранения.
Татьяна Шутылева не скрывает своего удовлетворения и приподнятого настроения. В этом приказе не предусмотрена самостоятельная подготовка кандидатов в водители и сдача экзаменов на права управления экстерном, против чего она всегда выступала. И, безусловно, он является ключевым документом реформы обучения будущих водителей, который должен разрешить правовую коллизию с выдачей водительских документов. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол убеждена, что работа по новым правилам и программам поставит надежный заслон так называемым портфельным учебным заведениям. В этих псевдо
школах не придерживаются установленных в законе элементарных правил подготовки водителей и даже не пытаются наладить нормальный учебный процесс.
Ее убеждение в полной мере разделяют начальник Управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Александр Борисов, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Наталия Золотарева, начальник отдела этого департамента Лариса Шмелькова и президент Ассоциации юношеских автошкол Ольга Никонова. Они приняли участие в пресс–конференции, на которой им предстояло разъяснить журналистам, чем принципиально новые программы отличаются от прежних, что привнесут они в работу учебных заведений и в жизнь тех, кто хочет получить право сесть за руль автомобиля.
Общественность давно уже забила тревогу по поводу того, что из автошкол выпускают водителей, не готовых сразу влиться в дорожное движение. Обучение ведется по явно устаревшим, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня программам. Молодые, плохо обученные водители становились главными виновниками многочисленных ДТП на автотрассах.
Сложившаяся ситуация с подготовкой водительских кадров вполне объяснима. О ней много уже говорилось. Если еще лет пять назад ГИБДД прежде чем выдать лицензию той или иной автошколе обязательно проверяла ее учебную базу, условия для занятий и практического обучения учащихся, то с 2010 года государственную аватоинспекцию обязали давать разрешение на открытие нового учебного заведения при предоставлении пакета документов. И никто уже не контролировал, насколько они соответствуют реальному положению дел. Как заметил Александр Борисов, автошколы стали создавать все, кому заблагорассудится, количество их росло буквально как на дрожжах.
В России сейчас насчитывается до 11,5 тыс. автошкол. Только за последние два года число их увеличилось на три с половиной тысячи. Среди них немало таких, которые лишь на словах называются учебными заведениями, и где ни о какой качественной подготовке водителей не может быть и речи. Например, только в моем родном подмосковном городе Железнодорожный их открылось не менее 10. Конечно, можно порадоваться за земляков, которые могут осваивать азы вождения транспортными средствами рядом со своим домом. Но ведь все эти школы располагают лишь двумя тренировочными площадками, которые вряд ли соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к автодромам в новых учебных программах. Поэтому не приходится удивляться тому, что с каждым годом количество ДТП на российских автодорогах, несмотря на принимаемые меры, направленные на повышение безопасности, не сокращается, а возрастает.
Печальная статистика наглядно убедила всех, что закон «О безопасности дорожного движения» в его старой редакции явно пробуксовывал, работал далеко не так эффективно, как рассчитывали специалисты, подготовившие и утвердившие его. И прежде всего в серьезной перестройке нуждалась система обучения водителей. С этим согласны были все. Тем не менее реформа автошкол, начатая еще в 2011 году, явно затянулась. У нее нашлось немало противников. Достаточно напомнить, что с момента поступления в Госдуму проекта поправок к закону «О безопасности дорожного движения», запрещающих сдачу экзамена на права управления транспортным средством экстерном, и до регистрации
Минюстом новых программ обучения прошли почти 4 года. За это время сотни выпускников автошкол стали виновниками аварий на дорогах со смертельным исходом. Во время регистрации приказа от 25 декабря 2013 года Минэкономики выступило против чрезмерно жестких требований в нем к учебным заведениям. Документ 3 месяца пролежал в Минюсте.
– Ни для кого не секрет, что, к сожалению, у нас в стране на согласование документа в различных инстанциях уходит слишком много времени. Так было еще в СССР, ничего не изменилось и сегодня, – призналась Наталия Золотарева. – Мы в Министерстве образования и науки заинтересованы в том, чтобы нововведения начали реализовываться как можно быстрее. И все задания, которые вменили нам в обязанность, стараемся выполнить оперативно и в отведенные на это сроки. Так, закон «О безопасности дорожного движения» в новой реакции был принят 5 ноября прошлого года. По нему наш департамент обязали разработать новые программы обучения в автошколах. И уже через два месяца были готовы 28 примерных программ подготовки водителей, транспортных средств всех категорий и подкатегорий. Скажу сразу, это плод коллективного творчества, в нем приняли активное участие специалисты и эксперты всех заинтересованных министерств и ведомств, широкий круг общественности. Для нас принципиальным было учесть их точку зрения, не оставить без внимания ни одного дельного предложения. Разъяснения по разработанным программам мы разослали всем автошколам, чтобы они заблаговременно подготовились к организации учебного процесса по–новому.
Наталья Золотарева заявила, что на этом их работа не закончилась. Сейчас они разрабатывают комплект программ по переподготовке водителей и по повышению квалификации преподавательского состава. А также занимаются подготовкой документов методического обеспечения всех вводимых новых учебных программ.
Включившаяся в разговор Татьяна Шутылева пояснила, чем новые программы принципиально отличаются от прежних, и как много нового привнесут они в учебный процесс. Она напомнила, что до принятия новых программ не работали нормы, предусмотренные законом «О безопасности дорожного движения». Желающие не могли получить документы по новым категориям и подкатегориям транспортных средств. Невозможно было сдать экзамен на вождение автомобиля с АКП. 16–летние подростки были лишены возможности пройти курс вождения мопедов и легких мотоциклов и стать полноправными участниками дорожного движения. И когда с 1 апреля нынешнего года начали выдавать новые водительские удостоверения, получить их по новым категориям, а их в принятой в прошлом году редакции закона установлено 7, и подкатегориям никто не мог. Теперь же любой россиянин может
обучаться и сдать экзамен на право управления транспортными средствами любых категорий и подкатегорий, предусмотренных законом.
По новым правилам, будут готовить водителей по 16 учебным программам. Кроме того, владельцы автомашин смогут пройти дополнительный курс по одной из десяти программ переподготовки водителей и за умеренную плату и короткий срок получить дополнительную категорию. Также по специальным двум программам теперь можно будет повысить квалификацию по вождению автомобилей и мотоциклов. Этим смогут воспользоваться те автолюбители, которые учились и получили права на машину с автоматической коробкой передач, а хотят пересесть на автомобиль с «механикой». Среди важных новшеств можно выделить то, что будущие водители смогут вместе с инструктором официально ездить по дорогам в темное время суток и при ограниченной видимости. Обретенные при этом навыки, безусловно, будут способствовать повышению безопасности дорожного движения. Также будущие водители смогут освоить езду на машине с прицепом до 750 кг. На это дополнительно отводятся 6 часов занятий.
– А кардинальным отличием новых программ является их модульное построение и разделение на блоки. В базовый блок, являющийся обязательным для водителей всех категорий, включены изучение основ законодательства, касающихся дорожного движения, азы управления машиной, оказание первой медицинской помощи, – рассказала Татьяна Шутылева. – Следующая ступень профессионального обучения уже будет отличаться в зависимости от выбранной категории или подкатегории. Для каждой из них предусматривается различное время обучения. По сравнению с прежними программами увеличивается время как на теоретические, так и на практические занятия. На легковом автомобиле придется покататься 54 часа, будущим водителям автобусов отводится 100 часов. Вводится новый предмет – психофизиологические основы деятельности водителя. В нем большое внимание уделено тренингам по разрешению сложных и экстремальных ситуаций, возникающих на автодорогах.
Заметно прибавилось забот у сотрудников Госавтоинспекции. В течение двух месяцев им предстоит обследовать все 11,5 тыс. автошкол на соответствие новым стандартам. И только после переаттестации школы смогут получить лицензии. Журналисты высказали сомнения, что инспекторам удастся справиться с таким объемом работ в установленный срок, особенно в регионах. На что Александр Борисов заявил, что в регионах как раз особых проблем не должно возникнуть. Во–первых, работники учебных заведений там более дисциплинированные, чем в больших городах. А во–вторых, в региональных автоинспекциях отлично осведомлены, как обстоят дела в большинстве автошкол, какой материальной и учебной базами они располагают.
– Нас скорее может подвести наш российский менталитет, когда мы все предпочитаем откладывать на потом, – отметил Александр Борисов. – К нам сейчас поступают единицы заявок из автошкол на их обследование. А за неделю, дней за 10 до окончания срока они пойдут косяком. Тогда действительно будет физически невозможно справиться со столь огромным объемом работ. Поэтому мы строго предупредили, что не будем принимать экзамены у курсантов, прошедших обучение в учебных заведениях, не соответствующих новым требованиям.
А требования эти достаточно жесткие. Так, каждая автошкола обязательно должна иметь автодром или тренировочную площадку размером не менее
0,24 га. Учебные кабинеты предстоит оснастить наглядной агитацией, современными стендами и тренажерами. А ГИБДД обязана точно установить число учеников, которых может принимать автошкола в зависимости от количества имеющихся автомобилей и оборудованных классов.
В рамках реформы подготовки будущих водителей изменения коснутся не только курсантов, но и экзаменаторов. МВД опубликовало приказ, в котором определило новые требования к инспекторам ГИБДД. Экзаменатор должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и не менее 5 лет стажа вождения транспортного средства по категории, по которой он принимает экзамен. С введением новых требований фактически появляется профессия – экзаменатор Госавтоинспекции.
Пожалуй, наибольшую тревогу в автошколах вызвали требования по автодромам. В Москве кто–то даже посеял панику, заявив, что из–за отсутствия автодромов придется закрыть до 80% автошкол.
– В таких мегаполисах, как Москва, Санкт–Петербург, проблемы с автодромами действительно существуют. Мы даже обратились с письмом к мэру столицы Сергею Собянину с просьбой помочь автошколам с выделением земли. Но задача эта очень непростая. Видимо, придется курсантам тренироваться в вождении автомобилей в спальных районах или на присоединенных к Москве территориях, – говорит Лариса Шмелькова. – А автошколам наш совет – создать центр коллективного пользования тренировочными площадками. Можно нескольким учебным заведениям сброситься на совместную аренду выделенной земли. Надо сообща искать выход из создавшейся в столице ситуации, а не поддаваться паническому настроению.
А может, не стоит огород городить? Не лучше ли воспользоваться опытом, который накопили в Челябинске? О нем
на пресс–конференции рассказал Владимир Котров. Впрочем, многим его коллегам этот опыт уже знаком. Весной 1991 года он основал первую на Южном Урале частную автошколу КАФС, разработал и внедрил ее устав, многими положениями которого здесь руководствуются и поныне. Начиналось все с одного класса и 4 автомобилей. С 1996 года автошкола стала динамично развиваться, благодаря чему она заняла лидирующее положение в регионе. Сегодня КАФС располагает 25 филиалами, оснащенными по последнему слову учебными и техническими средствами. В том числе и компьютерами. Ее учебные классы расположены во всех районах Челябинска. На ее базе построен первый в стране, да и в Европе автоматизированный автодром с электронной системой датчиков, установленных в каждой машине. Все автомобили оборудованы навигационными приборами, а также аудио– и видеосистемой. Видео-
запись помогает разрешать всякие сомнительные ситуации, часто возникающие при сдаче экзаменов в ГИБДД. Технические возможности позволяют значительно увеличить пропускную способность при сдаче экзаменов, так как одновременно в работу включаются 40 автомашин. Это полностью исключает факт коррупции и обеспечивает полную прозрачность при сдаче экзаменов. А компьютеризация автодрома исключает при проверке полученных курсантами знаний человеческий фактор. Вождение на технически сложном автодроме максимально приближено к вождению по городским дорогам. В собственности КАФС имеются 150 автомобилей «Шевроле». Такой автодром готов обслужить всех курсантов автошкол в городе, так что с учебной и тренировочной базой, отвечающей всем требованиям новых программ, проблем в Челябинске, по словам Котрова, не возникнет.
В автошколе КАФС часто принимают своих коллег из разных регионов страны, показывают им свое хозяйство. Гости восхищаются, но последовать примеру южноуральцев не спешат. Пока у нас в стране автошкол с автоматизированными автодромами лишь единицы, впору снова вспомнить о нашем менталитете: зачем нам чужой опыт, мы сами с усами. Однако Владимир Котров убежден, что за такими школами будущее.
А журналисты настойчиво пытались выяснить, сколько автошкол придется после проверок закрыть. Александр Борисов убеждал, что сегодня никто не ответит на этот вопрос. Татьяна Шутылева же была предельно лаконичной: останутся работать только те учебные заведения, которые соответствуют требованиям, заложенным в новых учебных программах.
Владимир ЧИСТОВ
2.10.2014