• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Наука строить корабли

Наука строить кораблиПодготовка инженерных кадров для  судостроения стала острой проблемой. Вариант ее решения  предлагает завкафедрой судостроения СПГУВК
Вячеслав Веселков.

Наука строить кораблиСвой вариант ее решения предлагает заведующий кафедрой судостроения Санкт–Петербургского государственного университета водных коммуникаций доктор технических наук, профессор Вячеслав ВЕСЕЛКОВ.
Среди проблем, связанных с созданием судов и кораблей, задача совершенствования технологии их строительства всегда была одной из наиболее актуальных. Опыт ее решения показал, что самые удачные варианты новых технологий рождались на основе применения теоретических положений физики, химии, математики, а сегодня и кибернетики. Именно эти особенности сделали знания о строительстве судов не просто областью профессионального искусства, а наукой.
В Советском Союзе еще в 1939 году для ее формирования был создан научный центр, который, пройдя различные стадии развития от союзного треста «Оргсудпром» до Центрального научно–исследовательского института технологии судостроения, сегодня именуется Центром технологии судостроения и судоремонта – ОАО «ЦТСС». За время существования центра его ученые и инженеры не только обеспечивали строительство судов, но и внесли существенный вклад в создание основ новой научной дисциплины «Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства».
Вначале подготовка кадров и формирование научных знаний в области технологии судостроения велись путем обучения на специализированных кафедрах высших учебных заведений и выполнения научных исследований в отраслевых научно–исследовательских институтах. Головным вузом, готовившим инженеров для судостроительных предприятий, был Ленинградский кораблестроительный институт. Помимо него аналогичных специалистов в свое время выпускали Николаевский кораблестроительный институт, Ленинградский и Горьковский институты водного транспорта. Ученых в области технологии судостроения готовили аспирантуры ЦНИИТСа (Санкт–Петербург) и кораблестроительных вузов. Это позволило создать отечественную систему научных школ, занимающихся всеми вопросами совершенствования строительства судов, а для освоения новейших разработок специалистами отрасли в стране был создан Институт повышения квалификации.
После перехода на рельсы рыночной экономики ситуация изменилась. Не стало требований к управлению повышением технического уровня судостроительных предприятий сверху. Появились открытые и закрытые акционерные общества, самостоятельно планирующие направления своего развития. У данных предприятий исчезли проблемы с приобретением технологий, оборудования или программного обеспечения за границей и обучением своих специалистов непосредственно на фирмах–разработчиках. Это привело к определенному спаду объемов работы на традиционных направлениях научных исследований отечественных научных школ и практически к исчезновению плановой системы повышения квалификации инженерных кадров.
Однако со временем стало ясно, что закупка зарубежных технологий и оборудования не обеспечивает их эффективного использования без разумной адаптации к условиям отечественного судостроения. Поэтому актуальность наличия в отрасли отечественной технологической науки нисколько не снизилась. В то же время на ее состоянии отрицательно сказались изменения периода перестройки, особенно в высшей школе.
В области подготовки инженерных кадров значительный возраст штатных преподавателей, слабый приток молодежи и плохая лабораторная база привели к тому, что обеспечивать необходимый уровень готовности выпускников к практической деятельности силами преподавателей специализированных кафедр стало трудно.
Особую тревогу вызывает фактическое отсутствие ротации преподавателей классических дисциплин. Раньше для преподавателей готовили помощников из ассистентов. Сегодня ассистентов на кафедрах, выпускающих инженеров–кораблестроителей, нет.
Не лучше обстоит дело и с преподаванием прикладных разделов судостроительного образования, таких как «технологии судостроения», «сварка корпусных конструкций», «современные CAD/САМ системы». Изложение современных знаний в данных научных областях штатными преподавателями кафедры требует прохождения ими регулярной практики. Однако сложившаяся система переподготовки преподавателей подобную практику обеспечить не в состоянии.
Определенным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к чтению данных разделов преподавателей–совместителей, занимающихся этими вопросами в своей практической деятельности. Тем не менее опыт автора показал, что это эффективно только в случае существования отлаженных учебных программ и пособий, определяющих объем и требования к изложению материала в соответствии с государственными образовательными стандартами. Разрабатывать подобный методический материал совместители часто не способны.
Не меньшие проблемы сформировались и в подготовке научных кадров. Диссертации еще пишутся, но тематика в большинстве случаев обходит проблемы, решение которых актуально для совершенствования отечественного судостроительного производства.
В вузах причиной произошедших изменений стало разрушение необходимой экспериментальной базы. Кроме того, из–за низкого уровня заработной платы в учебных заведениях с каждым годом слабеет и практически не пополняется профессорский корпус потенциальных руководителей аспирантов. В НИИ количество соискателей ученых степеней снизилось из–за потери престижа ученого в обществе. В сложившихся условиях поиск путей совершенствования существующих подходов к выполнению научных разработок, подготовки инженерных и научных кадров, а также накопления и сопровождения научных знаний в области технологии судостроения стал более чем актуальной задачей. Одним из возможных способов ее решения может стать объявленный курс на двухуровневую систему обучения «бакалавр – магистр». Бакалавр должен прийти на смену специалисту–инженеру. Научных сотрудников предполагается формировать на основе магистров.
Главной особенностью современного инженерного образования является раздельное изучение фундаментальных наук и специальных дисциплин. На первых двух курсах студенты изучают математику, физику, химию, иностранный язык и т. д.
Данные знания должны стать впоследствии основой для того, чтобы понять содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин, изучаемых на последних трех курсах. Однако при таком варианте обучения студент не может чувствовать, какие именно знания и в каком объеме потребуются ему для овладения профессиональными дисциплинами, а преподаватели дисциплин фундаментального цикла не могут отдавать себе отчет в том, какой оптимальный объем материала необходим студентам той или иной специализации.
Существующие программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника» позволяют оптимизировать объем изучаемых фундаментальных наук применительно к особенностям специализации и вести их изучение параллельно с освоением специальных дисциплин. Нужно только определиться: что, когда и в каком объеме «вкладывать в голову» бакалавру и магистру. Например, сегодня для любой деятельности бакалавра в судостроении необходимо знать высшую математику в объеме аналитической геометрии и дифференциального исчисления. Не обойдется он и без знаний, связанных с пространственным черчением, необходимо изучать физику и химию в объеме, требующемся для осмысленного восприятия большинства технологических процессов, связанных с гибкостью металла, изготовлением сварных конструкций, нанесением лакокрасочных покрытий, защитой от коррозии и др.
Несомненна польза получения знаний, которые нужны для руководства коллективом. А вот осваивать, как инженер, теорию вероятностей или изучать разделы, связанные с проведением экспериментальных работ, системным анализом или математическим моделированием, бакалавру нет необходимости. Нет у бакалавра потребности и в том объеме знаний, который сегодня получает инженер из области «строительной механики». Эти знания он может получить в случае, если захочет продолжать свое обучение в магистратуре. В отличие от инженера бакалавр должен уметь самостоятельно выполнять простейшие сварочные операции, пользоваться газорезательным оборудованием, в случаях необходимости выполнять разметочные операции и эскизирование деталей, а также оценивать эффективность тех или иных технологий.
Реализовать такой принцип подготовки специалистов непросто. Bo–первых, чтобы переставить акценты в изучении фундаментальных наук между бакалавриатом и магистратурой, необходимо полное понимание такой перестановки преподавателями как фундаментальных, так и специальных дисциплин. Во–вторых, получение бакалаврами перечисленных практических навыков сегодня сложно реализовать только на основе использования существующей в высших учебных заведениях лабораторной базы, а также вследствие значительного сокращения числа квалифицированных преподавателей спецдисциплин. Сегодня изменились принципы проведения производственной практики. Работающему специалисту неинтересно отвлекаться на обучение студентов без дополнительного финансирования, а студент не заинтересован работать без оплаты своего труда, только «за оценку». Необходимы новые приемы организации практических занятий.
Определенный опыт в этом направлении был получен в сотрудничестве кафедры судостроения Санкт–Петербургского государственного университета водных коммуникаций с конструкторским бюро ЗАО «Петробалт» и ОАО «Балтийский завод». Данные предприятия предоставляли студентам на летних каникулах и в период производственной практики рабочие места и платили им за работу деньги. Это позволяло получать реальные навыки работ в рамках определенной специализации практической деятельности.
Много вопросов есть и в области организации обучения в магистратуре. Магистр – это специалист, ориентированный на научно–исследовательскую деятельность. Опыт подготовки аспирантов показывает, что существующая система изучения ими иностранного языка и истории науки сводится к сдаче кандидатского минимума и не дает необходимых знаний для качественного выполнения собственно исследования. Сегодня аспирант, работая над диссертацией, должен вспоминать, что он изучал в области численного анализа, теории вероятностей на первых курсах вуза. Поэтому лучше, если он эти знания будет получать еще и в процессе обучения в магистратуре. Иностранный язык должен стать обязательным. Тогда те, кто утратил необходимые навыки, полученные на первых курсах, будут вынуждены либо самостоятельно, либо при консультативной помощи восстанавливать их.
Сегодня направлений магистерской подготовки для корабелов достаточно много. Однако проводить реальную подготовку следует только в тех направлениях, где для нее имеется исследовательская база в необходимом и современном объеме. В университете для магистров–корабелов сегодня это может быть только опытовый бассейн. Другой вариант – объединение усилий университета и потенциального заказчика. По мнению автора, анализ последних лет показывает, что основными ориентирами в развитии деятельности магистерской подготовки могут стать предприятия, не потерявшие возможность производить продукцию и имеющие заказы. Их борьба за рынок позволяет им реально оценивать конкурентоспособность отечественного судостроения и определять первоочередные направления его совершенствования с учетом экономических критериев.
Формой объединения усилий может стать опыт организации филиала кафедры судостроения на ОАО «Балтийский завод» в 2001 году. Основой его существования являлся договор между «Балтийским заводом» и СПГУВКом. В рамках данного договора предприятие не только предоставляло кафедре судостроения университета возможность проведения практических занятий в своих цехах и отделах, но и выделяло необходимый аудиторный фонд в учебном центре, находящемся в непосредственной близости от завода. Это позволяло максимально эффективно доносить до студентов учебный материал по специальным дисциплинам, совмещая в рамках одного учебного дня лекционные и практические занятия, и значительно упрощало привлечение к учебному процессу специалистов завода.
Опыт работы филиала кафедры судостроения показал, что данная организация способна решать и многие вопросы, связанные с подготовкой магистров. В частности, если направления магистерской подготовки будут определяться по заказу предприятия, то это позволит решать часть вопросов развития производства силами кафедральной науки с использованием для исследовательской деятельности реальной производственной базы и обучающихся магистров. В результате предприятие получит решения актуальных для ceбя вопросов, университет начнет восстанавливать свой исследовательский потенциал, а судостроение обретет новую квалификацию специалиста–исследователя – магистр.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

26.07.2012

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya