в 2009 году и определению задач
на 2010 год и среднесрочную перспективу до 2012 года.
В Москве под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса России, посвященное подведению основных итогов социально–экономического развития транспортного комплекса в 2009 году и определению задач на 2010 год и среднесрочную перспективу до 2012 года.
В работе коллегии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, председатель комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ Мартин Шаккум, председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев, представители администрации Президента РФ, регионов России, транспортного бизнес–сообщества, отраслевых вузов.
Выступивший на заседании коллегии Сергей Иванов отметил, что финансовый кризис, болезненно ударивший по мировой экономике, привел к существенному спаду инвестиционной активности, крайне негативно отразился на уровне промышленного производства и спросе на транспортные услуги. Однако благодаря своевременно принятым антикризисным мерам ситуацию удалось удержать под контролем.
Говоря конкретно об антикризисных мерах правительства, вице–премьер напомнил, что по линии Минтранса на их финансирование было выделено порядка 70 млрд рублей.
В результате удалось сохранить для населения ценовую доступность услуг железнодорожного и воздушного транспорта; сдержать рост тарифов на грузовые перевозки; продолжить процесс обновления парка воздушных судов и автомобильной техники, в том числе на условиях лизинга; выдержать темпы строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Одним словом, в непростых экономических условиях прошедшего года транспортный комплекс в основном справился с возложенными на него задачами.
Сергей Иванов отметил еще одну немаловажную деталь. В прошлом году индексы тарифов на грузовые и пассажирские перевозки были ниже, чем соответственно индекс цен у производителей промышленной продукции и индекс потребительских цен. Так, если тарифы на грузовые перевозки увеличились на 8,6%, то цены в промышленности выросли на 13,9%. Проезд в пассажирском транспорте стал в среднем на 6,5% дороже, в то время как потребительские цены стали выше на 8,8%.
Вывод из всего этого однозначный – рост стоимости транспортных услуг не стал фактором, стимулирующим инфляцию. Однако вице–премьер обратил внимание на то, что в начале текущего года в некоторых российских регионах были приняты не совсем адекватные решения относительно резкого повышения транспортных тарифов. В частности, имеется в виду ситуация с проездом в поездах пригородного сообщения в столичном регионе. По мнению вице–премьера, в системе пригородного железнодорожного транспорта уже давно пора навести порядок. Главное направление действий – это, конечно же, снижение себестоимости перевозок, а также улучшение собираемости платы за проезд.
Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, в целом, по мнению Сергея Иванова, транспортный комплекс справился с возложенными на него задачами. Немаловажный факт – предприятия транспортного комплекса перечислили в бюджеты семи различных уровней почти 380 млрд рублей налоговых платежей (из них 318 млрд рублей в федеральный бюджет).
Говоря о задачах отрасли на перспективу, вице–премьер подчеркнул, что в 2010 году, несмотря на улучшение экономической ситуации, реализация антикризисных мер будет продолжена. В части транспортного комплекса планируются шаги, направленные на повышение ценовой доступности для населения услуг воздушного и железнодорожного транспорта, поддержку транспортных организаций с целью снижения нагрузки на реальный сектор экономики, усиление безопасности транспортного комплекса.
Безопасность – это важнейший приоритет! – заявил Сергей Иванов.
Завершая свое выступление, вице–премьер подчеркнул, что развитие транспортной системы остается важнейшей сферой ответственности государства и одним из приоритетов политики модернизации экономики России на ближайшие годы.
В настоящее время в целях внедрения инновационных методов в сфере государственного управления и планирования разрабатываются карты проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
В рамках этой деятельности Минтрансом подготовлена карта проекта «Развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта». Она предусматривает взаимоувязку объемов финансирования с результатами решения приоритетных задач.
«Распылять средства и затягивать на десятилетия те или иные проекты – такой роскоши мы позволить себе не можем», – заявил Сергей Иванов.
С основным докладом на заседании коллегии выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Юрий ПОЛИКАРПОВ