В канун Нового года открылось движение по головному участку скоростной трассы М–11 Москва – Санкт–Петербург с 15–го по 58–й км. Он обеспечит подъезд к международному аэропорту Шереметьево и северо–западным городам–спутникам Москвы: Химкам, Долгопрудному, Сходне и Зеленограду. Полностью строительство дороги планируется завершить в установленные сроки – в 2018 году.
На торжественной церемонии открытия участка присутствовали глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов, помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, акционер ООО «СЗКК» Игорь Ротенберг, генеральный директор VINCI CONCESSIONS Пьер Коппэ и председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах.
«Это большое и по–настоящему значимое событие для жителей Москвы и Московской области, для всех, кому по долгу службы или по личным обстоятельствам приходится преодолевать расстояние между нашими столицами на автотранспорте, – зачитал Сергей Иванов приветственные слова Президента РФ Владимира Путина. – Реализация этого проекта стала ярким примером эффективного государственно–частного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с французскими компаниями. Уверен, этот опыт будет востребован и в дальнейшем».
От себя он добавил, используя военную терминологию, что в результате строительства удалось провести операцию по «деблокированию» аэропорта Шереметьево, поскольку нынешний участок дороги Москва – Санкт–Петербург от Международного шоссе до МКАДа – это самый загруженный участок дороги в стране. Десятки миллионов людей были вынуждены ездить по этому участку со скоростью улитки. Теперь от Бусиновской развязки можно будет доехать до Шереметьево буквально за несколько минут. В шутку он напомнил известное выражение классика, что в России есть две беды, и добавил, что одна из них начинает исправляться.
Это не первый участок скоростной автодороги М–11 Москва – Санкт–Петербург, введенный в эксплуатацию в 2014 году: 28 ноября был открыт для движения участок с 258–го по 334–й км в Тверской области в обход Вышнего Волочка. «Таким образом, был ликвидирован самый главный светофор нашей страны», – пошутил министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, этот проект стал настоящим прорывом в дорожной отрасли страны не только потому, что при проектировании и строительстве применялись самые новые технологии, но и потому, что это пример успешной реализации механизма государственно–частного партнерства.
Напомним: концедентом проекта является Государственная компания «Автодор», концессионером – ООО «Северо–западная концессионная компания» (VINCI CONCESSIONS и Мостотрест). Общая стоимость проекта, включая строительство и обслуживание кредита, составила более 60 млрд руб., в том числе средства Инвестиционного фонда РФ составляют 22,85 млрд руб., кредитные линии – 22,7 млрд руб., облигации – 10 млрд руб. Проектная скорость движения составит 150 км в час. При проектировании и строительстве использованы европейские и российские инновационные технологии: по заявлению Госкомпании «Автодор», участие в проекте французской группы VINCI обеспечивает точное соблюдение всех технологических процессов и строгий контроль качества на всех этапах строительства и эксплуатации трассы.
Пока проезд бесплатный, участок работает в тестовом режиме, однако с 1 июля 2015 года проезд от МКАДа до аэропорта Шереметьево будет стоить 100 руб., а проезд от МКАДа до Солнечногорска – 300 руб. Тарифы на проезд будут меняться только в соответствии с инфляцией, что зафиксировано во всех концессионных соглашениях. Целиком трасса будет построена в срок, как и планировалось, – в 2018 году.
Сергей Иванов считает, что нет оснований говорить о том, что всю скоростную автотрассу до Петербурга не успеют построить до Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Работы планируется завершить в срок, несмотря на то, что два участка трассы еще не разыграны на конкурсе и подрядчик по ним не определен – это будет сделано в марте 2015 года.
Позднее, отвечая на вопросы журналистов об экологическом аспекте реализации проекта, Сергей Иванов отметил, что споры, которые велись в 2010 году, не всегда соответствовали соображениям охраны окружающей среды. «Не сказал бы, что они были очень серьезными и полностью основывались на соблюдении требований экологии. Примешивались, конечно, и другие мотивы, ничего общего с экологией не имевшие. Это происходит часто, мы это видим в последние годы и в Арктике», – сказал он. Тем не менее Сергей Иванов подтвердил, что ряд требований экологов носил обоснованный характер, в результате чего в проектную документацию были внесены изменения. Он обратил внимание не большое количество шумозащитных экранов, высаженных деревьев, построенных очистных сооружений, ликвидированных нелегальных свалок.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
На снимке: на церемонии открытия движения по головному участку трассы М–11
Фото Алексея ТРОШКИНА
30.12.2014