В Домодедовском районе Московской области началось строительство первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). В ознаменование этого события на месте одной из будущих развязок – на пересечении автомобильной дороги М–4 «Дон» и Малого московского кольца – прошла торжественная церемония закладки памятной капсулы. В ней приняли участие представители Минтранса России, первые лица правительств Московской области и Москвы.
Реализация одного из самых масштабных проектов начнется со строительства первого участка первого пускового комплекса магистрали, который пройдет по территории Новой Москвы и Подмосковья – в Подольском, Наро–Фоминском и Одинцовском районах и городском округе Домодедово. Протяженность первого участка ЦКАДа, право прокладки которого выиграла компания «Стройгазконсалтинг», составит 49,5 км.
Всего проект состоит из пяти пусковых комплексов, которые будут реализованы на принципах ГЧП. Программой деятельности Государственной компании «Автодор» на 2010–2020 годы предусмотрено строительство трех пусковых комплексов (первый участок ПК № 1, ПК № 3, ПК № 4) и реконструкция так называемого Звенигородского хода Малого московского кольца (ЦКАД, ПК № 5). Таким образом, к 2018 году на территории Московской области и Большой Москвы появится скоростная кольцевая автодорога протяженностью 339 км. Общая протяженность ЦКАДа с учетом ПК № 2 составит 529,9 км.
Новая трасса должна лечь в основу опорной сети скоростных дорог и придать новый импульс развитию транзитного потенциала России, заявил в своем приветственном слове министр транспорта РФ Максим Соколов.
Стоимость строительства всего ЦКАДа составит, по предварительным оценкам, около 300 млрд руб., половина из которых – это средства Фонда нацио-
нального благосостояния. При этом 74 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, а 76 млрд руб. – частные средства, которые будут привлекаться как на концессионных, так и на инвестиционных условиях. Как отметил в своем выступлении министр РФ Михаил Абызов, реализация этого проекта будет проходить «в беспрецедентно открытом формате». Для обеспечения прозрачности всех процессов будет создан комитет общественного контроля, куда войдут представители властей Москвы и области, а также экспертного сообщества. Благодаря таком подходу стоимость строительства первого участка уже удалось оптимизировать в среднем от 10 до 16%, а сроки реализации всего проекта сократить на полтора года.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев отметил, что ЦКАД будет иметь огромное значение для региона и поможет снять «безумное» напряжение на радиальных дорогах и
МКАДе. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал ЦКАД мегапроектом и подчеркнул, что он заставит переосмыслить развитие всего мегаполиса, который включает в себя Москву и Московскую область.
«ЦКАД станет скоростной, безопасной и экологически безупречной дорогой», – прокомментировал начало строительства председатель правления Госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах. Он подтвердил, что строительство будет вестись под общим контролем государства и общества, а инвестор «будет отвечать рублем за состояние дороги, поэтому он кровно заинтересован и в качественном строительстве, и в качественной эксплуатации». При этом Сергей Кельбах высоко оценивает влияние ЦКАДа на экономику страны. «Мы можем смело говорить о 0,5%–ном влиянии на ВВП, потому что решаются вопросы самого тяжелого транспортного узла в России», – отметил он.
Он также подчеркнул, что первая и пятая секции будут реализованы на принципах долгосрочных инвестиционных соглашений, а третья и четвертая – на принципах государственно–частного партнерства. Конкурсы на три участка строительства будут объявлены уже в сентябре–октябре. По словам Сергея Кельбаха, Автодор намерен добиться того, чтобы все четыре секции строились одновременно. Он уточнил, что пуск ЦКАДа состоится осенью 2018 года.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА
29.07.14