в работе международного автотранспортного форума «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России».
Заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов в МВЦ «Крокус Экспо» принял участие в работе международного автотранспортного форума «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России».
На пленарном заседании отмечалось, что форум и проходящая в его рамках XIV международная выставка «Мотор шоу» являются важнейшими профессиональными мероприятиями, ориентированными на специалистов отрасли. На выставке свои новинки продемонстрировали более 750 компаний, а соорганизатор «Мотор шоу» – Ассоциация европейского бизнеса представляла на форуме интересы более чем 600 крупных иностранных компаний.
В своем выступлении Николай Лямов отметил, что сегодня состав автотранспортных средств в РФ насчитывает порядка 39 миллионов единиц, в том числе 900 тысяч автобусов, из которых более половины приходится на частных лиц, 5,3 миллиона – грузовые транспортные средства, остальное – легковые автомашины. Иными словами, поле деятельности для отечественных и зарубежных производителей автокомпонентов довольно велико.
Если давать характеристику автотранспортным средствам, то, к сожалению, более половины АТС требуют обновления, более 20% автобусного парка эксплуатируются 10 и более лет. То есть спрос на качественную продукцию добросовестным производителям, можно сказать, гарантирован.
Обновлению подвижного грузового и пассажирского состава автопредприятий, сообщил Николай Лямов, способствует Государственная транспортная лизинговая компания. Эта компания работает несколько лет и довольно успешно, предоставляя перевозчикам реальные возможности для приобретения современной автотехники.
Николай Лямов пригласил всех собравшихся принять участие в предстоящем в конце октября форуме автотранспортников, приуроченном к Дню работников автомобильного транспорта. На форум съедутся представители всех основных автоперевозчиков страны. В прошлом году на подобное мероприятие собрались более 1000 человек, в этом ожидается еще больше. У производителей автотехники и компонентов появится уникальная возможность наладить деловые контакты с теми, кто эксплуатирует транспорт. Когда сомкнутся интересы автомобильной промышленности и потребителей ее продукции, неизбежно должны увеличиться объемы производства, улучшиться качество продукции. Николай Лямов сообщил также, что в ноябре под эгидой Минтранса России в Москве состоится очередной транспортный форум, на котором будут обсуждаться перспективы развития и актуальные проблемы всех видов отечественного транспорта.
Председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности Сергей Собко отметил, что на выставке «Мотор шоу» наглядно представлен своего рода срез отечественной автомобильной промышленности и смежных отраслей, где заняты несколько сот тысяч работников. При этом, подчеркнул депутат, надо понимать, что автомобильная отрасль – специфическая, она связана и с металлургией, и с химической, и с легкой промышленностью, и с электротехникой, и с электроникой… Если посмотреть в целом на этот комплекс, то получится, что более 4 миллионов человек заняты в отраслях, так и или иначе представленных на стендах выставки.
С учетом того, что начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и активно налаживаются контакты с Украиной, масштаб рынка потенциальных потребителей автомобильной промышленности может составить порядка 300 миллионов человек. Для зарубежных партнеров это является серьезным аргументом к сотрудничеству.
Предстоит многое сделать. Сейчас происходят процессы интегрирования наших заводов с западными компаниями. Как председатель думского комитета Сергей Собко выразил убеждение, что нельзя ограничиваться только «отверточной» сборкой. Россия заинтересована в том, чтобы в страну приходили серьезные инвесторы, которые хотели бы надолго связать свою судьбу, свой бизнес с Россией. У нашей страны есть достаточно высокий потенциал для плодотворного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности Валерий Драганов отметил, что автомобильная тематика – важная составляющая производства в целом, и ей в законодательном «портфеле» уделено очень серьезное внимание. Критично относясь к результатам государственно–частного партнерства, в частности, связанным с работой автомобильной отрасли, Валерий Драганов отметил тем не менее позитивную роль государства не только в сохранении, но и, главным образом, в закладке основ для дальнейшего роста автомобильной промышленности.
Законодатель призвал бизнес к более активному участию в делах Госдумы, Правительства РФ и саморегулируемых организаций. Необходимо и дальше укреплять взаимодействие власти и бизнеса на уровне экспертных советов, все площадки Госдумы открыты для конструктивного диалога. Это касается оптимизации налогов, качества администрирования, дебюрократизации процедур, снижения административного пресса, повышения прозрачности взаимодействия бизнеса и всех уровней власти.
«Создание благоприятного инвестиционного климата должно быть фактом наших дел, а не фактом нашей риторики», – заявил Валерий Драганов.
Директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов ознакомил собравшихся с основными параметрами стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года. По его словам, Россия была и остается рынком развивающимся, и нельзя говорить о том, что достигнут уровень, близкий к европейским реалиям. В России сегодня приходится в среднем 233 автомобиля на тысячу жителей, в Европе – 600–700. Нам есть куда расти и в абсолютном объеме, и в обновлении парка.
Говоря об итогах 7 месяцев, Алексей Рахманов сообщил, что по легковым машинам страна вышла из кризиса и начала развиваться. Увеличилась доля автомобилей, которые продаются из числа производимых в России, от 47% до 68%. Это результат как поддержки со стороны государства тех компаний, которые производят машины на территории России, так и защиты рынка от подержанных автомобилей. До 68% увеличилась на рынке и доля легких коммерческих автомобилей, производимых и проданных в стране.
К 2020 году необходимо решить несколько принципиальных задач. Одна из них – максимальное обеспечение (не менее чем на 80%) внутреннего спроса за счет производства в стране. Доля автопрома в ВВП должна увеличиться в 2,4 раза – до 2,38% за счет роста рынка, повышения доли экспорта и снижения доли импорта, повышения уровня локализации российских и иностранных автопроизводителей, которые плавно будут интегрироваться в мировой автопром.
В ближайшие годы развитие рынка легковых и легких коммерческих автомобилей будет идти через сотрудничество с иностранными компаниями путем создания альянсов и глубокой локализации. В сегменте грузовых автомобилей и автобусов сценарий предполагает, что компании в основном с российским капиталом будут занимать львиную долю на рынке. При этом все условия, которые созданы для иностранных концернов, сохранят свое действие.
Меры господдержки предприятий, как сообщил Алексей Рахманов, можно разделить на две части. Первая – это формирование рыночных условий и создание стимулов для обновления парка. Второе – развитие предприятий, которые необходимы для реализации новаций автоконцернов и для поддержания российской инженерной школы, которая является одной из сильнейших в мире. В частности, речь может идти о создании центров развития и по двигателям, и по компонентам.
В области развития отечественной компонентной базы предусмотрено развитие крупных автомобильных кластеров в северо–западном, центральном и приволжском регионах. Свою роль в этом деле сыграют также Ульяновская и Нижегородская области.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»