международный
экономический форум.
В очередной раз представители официальных и деловых кругов России и зарубежных стран собрались в Сочи для обсуждения наиболее актуальных вопросов экономического и регионального развития РФ. В этом году ключевыми дискуссионными темами стали совершенствование институтов государственного управления, развитие региональной инвестиционной среды и поиск новых источников инвестиций, создание территорий опережающего развития. В работе форума принял участие министр транспорта РФ Максим Соколов.
В частности, глава Минтранса принял участие в брифинг–презентации «Проект высокоскоростной магистрали Москва – Казань: от планов к реализации».
В своем выступлении министр отметил, что проекты ВСМ являются мультипликаторами развития не только регионов, но и целых государств. Высокий интерес к строительству высокоскоростных магистралей является сегодня общемировой тенденцией. Список стран, оценивших преимущество пассажирских перевозок высокоскоростным железнодорожным транспортом и социально–экономические эффекты от реализации проектов ВСМ, расширяется с каждым годом. Такие проекты наряду с собственной эффективностью выступают катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса. Высокоскоростное движение меняет качество жизни, и не случайно экономики использующих его стран являются лидирующими.
Максим Соколов напомнил, что с учетом сложившейся территориальной структуры социально–экономического пространства России определена конфигурация сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения. «Строительство сети ВСМ и скоростных линий в России порядка более 4 тыс. км для связи крупнейших агломераций страны предусмотрено актуализированной Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и учтено в Прогнозе социально–экономического развития страны. Первоочередным проектом строительства ВСМ в Российской Федерации является участок Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань протяженностью 770 км, проходящий по 7 субъектам Российской Федерации», – сказал министр.
По его мнению, сегодня этот проект как никакой другой заслуживает поддержки из средств Фонда национального благосостояния. Максим Соколов сообщил, что Минэкономразвития России и Минфин России уже высказали свою положительную позицию относительно возможности реализации этого проекта, пройден технологический и ценовой аудит, однако высокая стоимость проекта не дает пока возможностей найти приемлемые бюджетные решения.
«В прошлом году на форуме в Сочи губернаторы регионов, через которые планируется прохождение трассы, полностью поддержали проект, в короткие сроки согласовали трассировку прохождения и приступили к оформлению земельных участков. Правительством утвержден сетевой план–график. Надеюсь, что сегодняшняя дискуссия поможет найти финансовые модели, которые позволят в напряженной финансовой ситуации запустить проект в возможно короткие сроки», – подчеркнул глава Минтранса.
* * *
Также Максим Соколов принял участие в работе «круглого стола» «Развитие региональной авиации как фактор экономического развития региона: инвестиционный потенциал региональной аэропортовой сети Российской Федерации», который прошел в рамках форума.
В своем выступлении министр сообщил, что с января по август текущего года воздушным транспортом воспользовались более 63 млн пассажиров, что превосходит аналогичные показатели прошлого года на 12%. При этом международная практика показывает, что рост ВВП на 1% дает рост объема авиаперевозок на 2%. Вопреки данному постулату в России опережающий рост сохраняется и в 2014 г. Структура перевозок в текущем году показывает, что основным драйвером их роста являются внутренние перевозки, объем которых составил за 8 месяцев 2014 г. 25 млн пассажиров, что на 18,6% больше, чем было перевезено за аналогичный период 2013 г.
По мнению министра, этот факт является сигналом для инвесторов о востребованности инвестиций в сферу авиаперевозок и позволит стимулировать процесс модернизации и интенсивного развития инфраструктурной составляющей региональных перевозок. «Задача министерства – обеспечить наиболее комфортные условия не только для инвестора, но и для всех участников перевозочного процесса при безусловном приоритете интересов пассажира», – отметил Максим Соколов.
Затронув тему развития аэродромной инфраструктуры, министр напомнил, что в ближайший год планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции взлетно–посадочные полосы в аэропортах Краснодара, Николаевска–на–Амуре, Махачкалы, построить ВПП в аэропортах Елизово, Палана и Сабетта. Он также сообщил, что завершено строительство аэропорта на острове Итуруп.
В 2014 г. на развитие внутренних региональных перевозок выделено около 5 млрд руб., а субсидирование по развитию внутренних воздушных перевозок в совокупном объеме за 2015–2017 годы составит 42,5 млрд руб. В рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок в РФ полеты в настоящее время осуществляются по более чем 100 маршрутам, по которым за 8 месяцев уже перевезены более 350 тыс. пассажиров.
Министр отметил эффективность пилотного проекта в регионах Приволжского федерального округа, в результате которого удалось обеспечить перевозку 60 тыс. пассажиров по 33 маршрутам. Он призвал руководителей субъектов Федерации активнее участвовать в программах софинансирования региональных перевозок, что обусловит приоритет этих линий относительно других маршрутов.
Для совершенствования данного механизма Минтрансом России был подготовлен и внесен в Правительство РФ проект постановления, предусматривающий в том числе снятие ограничений по пассажирообороту субсидируемых маршрутов и по пассажировместимости воздушных судов, используемых для полетов по софинансируемым маршрутам, также упрощен порядок подачи заявлений на субсидирование данной категории маршрутов.
Глава Минтранса России выразил озабоченность снижением в 2014 г. темпов реализации Программы субсидирования лизинга региональных воздушных судов. За 8 месяцев в рамках программы авиакомпаниями приобретены 6 воздушных судов, тогда как в прошлые годы этот показатель доходил до 60.
По мнению Максима Соколова, одной из причин данной ситуации является ограниченное предложение региональных самолетов, доступных на рынке.
«Сфера региональных перевозок должна быть и будет привлекательной для инвесторов, и наша с вами задача – выявить и решить проблемные вопросы, которые в настоящее время, возможно, осложняют участие частного капитала в этой сфере», – сказал в заключение глава Минтранса.
Юрий ПАВЛОВ
Фото ИТАР–ТАСС
25.09.2014