В пресс–центре Интерфакса заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров и председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Костин рассказали журналистам о ближайших и перспективных планах деятельности новой госкомпании. Олег Белозеров отметил, что утверждены программа деятельности новой структуры на 2010–2015 годы, соответствующий финансовый план. Заместитель министра напомнил также о той сложной ситуации, которая сложилась в отечественной дорожной отрасли на данный момент.
На сегодня более 13 тысяч километров автомобильных дорог федерального значения, что составляет более 28% от общей протяженности федеральных автодорог, работают в режиме превышения нормативной загрузки. К сожалению, этот показатель растет, и одна из причин – бурная автомобилизация населения. Средняя скорость движения у нас 40–60 км/час. Для сравнения: за границей – 80–100 км/час. В сутки груз за рубежом проезжает от 700 до 1300 километров, у нас – всего 250–300 километров. Соответственно, это приводит к тому, что наши транспортные издержки в полтора–два раза выше, чем за границей. Потери от ДТП тоже существенно выше. Скромная позитивная динамика сохраняется только в том, что чуть выросла за последние годы протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям. Сегодня их доля от общей протяженности федеральной сети составляет 34,6%.
Чтобы кардинально изменить ситуацию, саму систему формирования дорожной отрасли, и был принят 17 июля 2009 года 145–й ФЗ о государственной компании «Российские автомобильные дороги». Прежде всего, компания призвана сформировать в России национальную сеть автомагистралей и скоростных трасс. Второе – привлечь внебюджетные инвестиции для строительства и реконструкции автодорог. Третье – привлечь дополнительные доходы от сбора платы за проезд и направить эти средства на содержание и ремонт дорожной сети. Четвертое – повысить качество услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог. Пятое – активно внедрять новые материалы, оборудование и технологии.
У госструктур форма привлечения внебюджетных инвестиций существует только одна – концессионные соглашения. У гос-компании инструментарий гораздо больше, при этом во главу угла поставлен принцип повышения прозрачности расходования средств. Учредителем компании выступает Российская Федерация, права и обязанности учредителя осуществляет Правительство РФ. Для контроля деятельности госкомпании создан наблюдательный совет: семь представителей чиновничества, четыре представителя Федерального собрания, представитель Счетной палаты.
Главная задача госкомпании – к 2016 году сформировать сеть федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 3 тысячи километров. Сегодня госкомпании передаются дороги, из которых 26% соответствуют нормативным требованиям. А должен этот показатель превысить за пять лет 60%. Практически все федеральные трассы должны будут соответствовать первой технической категории.
Важнейшее направление – создание специальных многофункциональных зон дорожного сервиса. Планируется создать 45 таких зон. На всем протяжении автодорог будут внедрены интеллектуальные системы, другие инновационные технологии в области эксплуатации и содержания трасс. Олег Белозеров отметил важную роль малого бизнеса в организации дорожного сервиса. «Вместе с представителями малого бизнеса мы договорились о том, что создадим в рамках компании дополнительные условия для работы малого бизнеса в придорожной полосе. Это будет своего рода «одно окно», – заметил заместитель министра.
Ключевой момент – увеличение финансирования. Основная надежда – на использование долгосрочных источников. По словам Олега Белозерова, прежде всего речь идет о пенсионных накоплениях. Проведено согласование с Минфином, и такой источник пока планируется в размере 30%. Общее соотношение 67% – федеральный бюджет, 33% – внебюджетные средства. В перспективе ожидается: половина на половину.
Председатель правления Автодора Сергей Костин сообщил, что до 2016 года компания планирует построить 537 километров дорог, реконструировать примерно 930 километров. Общая протяженность дорог, которые будут находиться в доверительном управлении компании, составит в 2016 году 3044 километров. Как основной показатель: к 2016 году до 70% дорог, находящихся в доверительном управлении, будут соответствовать 1–й категории. На это запланировано выделить примерно 1,5 трлн рублей, из них 515 млрд – привлеченные инвестиции.
Госкомпания планирует реконструировать дороги М–4 «Дон», М–1 «Беларусь», М–3 «Украина». Кроме этого, предусмотрено строительство скоростной дороги Москва – Санкт–Петербург, Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы (ЦКАД), нового выхода на дорогу М–7 в обход городов Балашиха, Ногинск.
Говоря о концессионных соглашениях, которые уже заключены, Сергей Костин назвал проект обхода города Одинцово, который обеспечит новый выход на МКАД от дороги М–1. Протяженность объекта – 18,5 километра. Победителем конкурса является международный консорциум с участием российской компании «Лидер». В консорциум вошли испанские, португальские, австрийские строительные фирмы. При этом объем иностранных инвестиций составляет 10,5 млрд рублей и 11 млрд – вложения бюджета.
Второе соглашение, которое будет реализовываться в 2010 году, это участок скоростной дороги Москва – Санкт–Петербург, 15–58 километры. Победителем по результатам конкурса объявлена Северо–Западная концессионная компания. Она напрямую связана с одной из крупнейших мировых компаний в сфере дорожного строительства – французской компанией Vinci. Здесь привлеченные инвестиции будут составлять уже 36,5 млрд рублей, бюджет вложит только 23 млрд. Стоимость проезда по этому участку согласно соглашению будет составлять 3 руб. 60 коп. за километр. В этом году планируется также подготовка концессионного соглашения на участок 58–94 километры. Это обход Клина, Солнечногорска. Дальше развернется подготовка территории до Твери.
В ближайшее время начнется подготовка территории по обходу Вышнего Волочка. Еще один объект – новый вход дороги в Санкт–Петербург (648–684 километры). В целом к 2016 году планируется по данной дороге построить примерно 259 километров. Объем инвестиций, по расчетам, составит 575 млрд рублей, из них 230 млрд – привлеченные средства.
Крупный и сложный объект – ЦКАД. Эта дорога кардинально изменит всю конфигурацию дорожной сети в Московском транспортном узле. Проект разбит на пять участков. По двум проектная документация разработана, по трем идет проектирование. С этого года планируется подготовка территории по одному из участков.
Один из основных объектов – дорога «Дон». Здесь планируется построить и реконструировать порядка 810 километров до 2016 года. Наряду со строительством и реконструкцией будут оборудоваться платные участки. Таких участков будет примерно 662 километра, около 40% дороги. Инвестиции на пять лет оцениваются в 228 млрд рублей, из них 68 млрд – привлеченных.
Важнейшая транспортная артерия – дорога М–1 «Беларусь». Здесь планируется к 2016 году реконструировать наиболее загруженный участок до 84–го километра. Предполагается, что через пять лет на М–1 будет порядка 200 платных километров. Сергей Костин особо отметил, что при планировании платных участков учитывается, что они обязательно должны иметь альтернативные маршруты.
На пресс–конференции отмечалось, что Автодор создан еще и как площадка внедрения новых подходов в решении как инвестиционных задач, так и технических, технологических вопросов. Компания намерена активно привлекать к проектированию дорог зарубежные компании. Сейчас много вопросов задается по стоимости строительства, и госкомпания будет целенаправленно участвовать в совершенствовании норм проектирования, выполнения строительных работ.
Одно из многообещающих направлений – заключение так называемых контрактов жизненного цикла. Автодор намерен заключать контракты на ремонт и содержание дорожной инфраструктуры на долгосрочную перспективу. Новое направление – проведение конкурсов среди операторских компаний, которые, возможно, будут заниматься сбором платы и содержанием дорог. В целом в нынешнем году Автодор планирует построить 183 километра дорог, платность будет введена на 108 километрах.
Для увеличения финансирования предполагается использование такого финансового инструмента, как выпуск облигаций госкомпании. В 2010 году предполагается эмиссия в 3 млрд рублей. «Пользователи должны реально ощутить улучшение эксплуатационно–транспортного состояния дорог, – отметил Сергей Костин. – В результате мы получим дороги, по которым можно будет ехать со скоростью 120 км/час и где не будет светофоров и пересечений».
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»