14 января текущего года во время проведения в локомотивном эксплуатационном депо Пенза–3 Дня безопасности слово попросил машинист электровоза Сергей Горштынар. Он выступил с инициативой проведения патриотической благотворительной акции «70 поездов – к 70–летию Победы в Великой Отечественной войне», а заработанные в этих рейсах средства перечислить в фонд поддержки ветеранов войны и пенсионеров–железнодорожников Куйбышевской магистрали.
– Я готов, если руководство депо мне доверит, провести первый такой поезд. Знаю, что мои товарищи и коллеги по работе поддержат меня. Надеюсь, наш почин найдет последователей и в других депо Куйбышевской магистрали. Да и не только на нашей магистрали, но и на всех российских железных дорогах, – заявил Сергей Горштынар. – Прежде чем выступить с трибуны деповского собрания, я посоветовался с другими машинистами. И они были единодушны в том, что ветеранов нужно поддержать. За нашим коллективом закреплены 11 ветеранов. Все они преклонного возраста, больные, нуждаются в дорогостоящих лекарствах, уходе. Их, участников войны, у нас осталось очень мало. И в моей семье есть солдаты. Мой дед участвовал в освобождении Одессы. Прадеда–сапера так и похоронили с осколками в теле, которые не удалось своевременно извлечь. Что нужно старикам? Помощь! А то, что некоторые говорят о высоких пенсиях ветеранов, мы на такие разговоры внимания не обращаем. Они эти пенсии заслужили. Кто хорошо себя чувствует, пусть потратит наш подарок на коммуналку. Помощь наша не будет им лишней.
Коллектив локомотивного депо Пенза–3 и профсоюз предприятия одобрили и поддержали инициативу машиниста. В своем выступлении на состоявшемся собрании трудового коллектива начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин высоко оценил патриотическую благотворительную акцию пензенских локомотивных бригад и высказал мнение, что эта инициатива может стать хорошим примером для других локомотивных депо и железнодорожных предприятий на полигоне Куйбышевской магистрали. Председатель Совета ветеранов депо Пенза–3, почетный железнодорожник Анатолий Хламов выразил благодарность локомотивным бригадам за моральную и материальную поддержку старшего поколения.
Совсем не случайно благотворительная акция зародилась на Куйбышевской железной дороге, которая в октябре минувшего года отметила свое 140–летие. Она является одной из первых стальных магистралей, появившихся в России. Ее биография берет свое начало в 1874 году, с открытиям регулярного железнодорожного сообщения на участке Моршанск – Сызрань. Сегодня эта магистраль, расположенная в центре России, включает в себя 336 станций, 18 локомотивных и 5 вагонных депо, 24 дистанции пути и другие транспортные предприятия. Ее стальные пути пролегают по территории 3 республик и 7 областей, для которых магистраль стала основой и залогом их экономического развития. Ее главный груз – нефть и нефтепродукты, а также автомобили. Почти пятая часть отправляемых в стране нефтепродуктов и каждый третий автомобиль приходятся на Куйбышевскую железную дорогу. И нельзя не согласиться со словами, прозвучавшими в поздравлении губернатора Самарской области Николая Меркушкина в связи со знаменательным юбилеем дороги: «За время своего существования наша стальная магистраль внесла огромный вклад в развитие транспортного комплекса и экономики страны».
Со своим почином Сергей Горштынар выступил 14 января, а уже 21 января со станции
Пенза–1 отправился первый состав в рамках патриотической акции «70 поездов – к 70–летию Великой Победы». Машинист вместе со своим помощником Алексеем Волгиным провел пассажирский поезд Москва – Орск от Пензы до Сызрани. Несмотря на раннее время – 6 часов утра и сильный мороз, проводить его в путь пришли не только работники локомотивного депо, но и представители других предприятий региона. Среди провожавших был и председатель деповского Совета ветеранов Анатолий Храмов. Он припомнил, что ему не раз приходилось за годы работы машинистом водить подобные поезда:
– Мы их раньше называли эстафетными. Отправляясь в путь, я обязательно брал с собой в поездку портрет своего отца. Он не вернулся с войны, пропал без вести на фронте. Мама мне рассказывала, что в последнем полученном от него письме отец сообщал, что идут ожесточенные бои и что дважды пришлось сойтись с врагом в рукопашной схватке. Когда я в 1964 году пришел работать в депо, у нас трудилось немало ветеранов войны, я ко всем относился по–сыновьи, они мне все были родными. И я очень рад, что нынешнее поколение продолжило наши славные традиции.
Перед этой поездкой Сергей Горштынар особо подчеркнул, что участие в акции – дело сугубо добровольное.
– Я уже говорил, что для меня та долгая и кровопролитная война – не просто период в истории страны. Она оставила неизгладимый след в судьбах моей семьи. Прадед Ефим Усачев чудом остался живым в тех испытаниях, был несколько раз ранен. Дед по отцу попал в плен, потом партизанил в тылу фашистов. Другой дед, Василий Повелихин, ковал Победу, работая на железной дороге. Его брат Николай сгорел в подбитом танке. Мы, потомки, восхищаемся их мужеством и чувствуем себя в неоплатном долгу перед ними и перед всеми, кому мы обязаны нашей свободой и мирной жизнью…
Отправлению первого состава предшествовала большая работа по подготовке локомотива. Прежде чем украсить его символами Победы, с особой тщательностью в депо проверили работу аппаратуры, средств безопасности, ведь предстояло вести состав не только по Куйбышевской магистрали, но и по соседним дорогам. Кроме работников депо в подготовке техники задействовали квалифицированных специалистов с нескольких других транспортных предприятий. В Сызрани, куда Горштынар с Волгиным привели пассажирский поезд, его встречали начальник Куйбышевской железной дороги и глава администрации города Николай Лядин, ветераны–железнодорожники. Начальник дороги Сергей Соложенкин отметил, что глубокий смысл этой акции он видит в том, что она не только символизирует нашу память о Великой Победе, но и дает возможность помочь материально тем, кто ковал эту Победу на фронте и в тылу. А Николай Лядин заявил, что эта инициатива стала еще одним подтверждением того, что 70–летие Великой Победы является всенародным праздником в России.
– Наш город с крупной железнодорожной станцией, от которой идут пассажирские и грузовые поезда по шести направлениям, немало сделал для разгрома фашизма. И мы рады и гордимся, что нам предоставлена честь принимать этот поезд, – сказал Николай Лядин.
Его поддержал ветеран, бывший начальник станции Сызрань–1 Виктор Денисов, чей отец погиб на фронте:
– Я очень горжусь, что инициатива провести патриотическую акцию родилась на нашей дороге, где я проработал много лет. И что труженики родной мне магистрали, наши отцы и деды внесли неоценимый вклад в приближение Великой Победы.
До 30 апреля локомотивные бригады из депо Пенза–3 в рамках акции запланировали провести 70 благотворительных поездов. Как и предполагали в ОАО «РЖД» и Российском профсоюзе железнодорожников, у инициаторов патриотического почина нашлось немало последователей на всей сети дорог. В этом можно было не сомневаться. Начав с организации в 1919 году первого субботника, когда работники локомотивного депо Москва–Сортировочная, чтобы поскорее поднять из руин разрушенное во время Гражданской войны хозяйство, решили выйти и безвозмездно отработать в свой выходной день, железнодорожники не раз выступали с различными всесоюзными и всероссийскими починами.
Эстафета добрых дел продолжается. Одними из первых откликнулись на инициативу локомотивных бригад из Пензы работники крупнейшей сортировочной станции Рыбное Московской магистрали. Они выразили готовность сформировать для комплексных локомотивных
бригад 70 длинносоставных и тяжеловесных грузовых поездов и обратились к коллегам со станций Орехово–Зуево и Бекасово последовать их примеру. Также в числе первых к акции, проводимой на Куйбышевской магистрали, присоединились железнодорожники Южно–Уральской, Юго–Восточной и Приволжской дорог.
В Дирекцию тяги ОАО «РЖД», подготовившей и разославшей во все региональные дирекции и локомотивные депо телеграмму с предложением объединиться и поддержать это патриотическое начинание, с каждым днем поступает все больше сообщений с мест о тех, кто уже присоединился к благотворительной акции. В ОАО «Российские железные дороги» отметили, что желающих принять участие в этой добровольной акции уже сегодня множество. И можно не сомневаться, что она найдет поддержку не только среди локомотивщиков, но и на других транспортных предприятиях. Сейчас повсеместно создаются оргкомитеты по подготовке к празднованию 70–летия Великой Победы, которые разрабатывают свои планы, стремясь как можно достойнее отметить этот юбилей.
Приведем лишь два примера. На полигоне Санкт–Петербургского региона Октябрьской железной дороги расположено большое количество архитектурных памятников войны, представляющих большую историческую ценность. Железнодорожники магистрали решили к 70–летию Великой Победы провести масштабные работы, связанные с ремонтом, реставрацией и благоустройством этих мемориалов и памятников. Так, уже завершен косметический ремонт памятника в Шлиссельбурге, посвященного строительству железнодорожной линии, связавшей осажденный Ленинград со страной.
К знаменательной дате паровозное депо на станции Подмосковная, расположенной в самом центре столицы, в районе Сокол, предстанет в своем первозданном виде. На территории депо находятся несколько уникальных строений, в том числе старая водонапорная башня. Это паровозное депо предполагается превратить в своеобразный музей старой железнодорожной техники. Из него по Малому кольцу станут отправляться и прибывать экскурсионные «исторические» поезда.
А по соседству в сооружаемом моторвагонном депо планируется обслуживать самый современный подвижной состав – скоростные электропоезда «Ласточка» и «Сапсан». И подобных примеров можно привести немало.
Владимир ЧИСТОВ
19.02.2015