• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Нельзя терять инициативу

Нельзя терять инициативуВ Росморречфлоте состоялось заседание экспертного совета, обсудили вопрос совершенствования процедуры допуска судов на СМП.

Нельзя терять инициативуВ Росморречфлоте состоялось заседание экспертного совета. Представители водного транспорта, Росграницы, бизнес–сообщества обсудили вопрос совершенствования процедуры допуска судов на Северный морской путь (СМП) в свете планируемых изменений в некоторых законодательных актах, которые касаются государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП. Также был рассмотрен вопрос о совершенствовании работы пунктов пропуска через границу, расположенных в морских и речных портах.
Открывая заседание, руководитель агентства Александр Давыденко отметил, что сегодня у российских и иностранных перевозчиков накопилось много вопросов по организации движения по СМП, получению разрешений на плавание, навигационному, ледокольному обеспечению, по развитию береговой инфраструктуры. Глава Росморречфлота выразил надежду, что с принятием нового закона будет организована полноценная Администрация Северного морского пути, которая позволит осуществлять безопасные и эффективные перевозки.
Александр Давыденко отметил, что в последнее время повышенное внимание к развитию Севморпути проявляется и в нашей стране, и за рубежом. Причем в отличие от советского периода активно практикуются перевозки как с востока на запад, так и в обратном направлении. По мнению руководителя агентства, нельзя терять инициативу в возрождении СМП, необходимо наращивать темпы его освоения. Важно, что развитие СМП, строительство ледоколов сегодня относятся к государственным приоритетам. Главными остаются вопросы безопасности мореплавания. Прежде всего, имеется в виду техническая, технологическая и транспортная безопасность. Сюда входят и вопросы строительства спасательного, обстановочного флота, создания спасательных координационных центров в портах.
Государство выделяет большие средства на строительство ледоколов, в настоящее время речь идет о строительстве трех дизельных ледоколов и одного атомного. Правда, признал Александр Давыденко, освоение выделенных средств, к сожалению, оставляет желать лучшего. Российское судостроение пока еще не в силах обеспечить своевременное исполнение заказов. Верфи загружены, а между тем по многим контрактам невыполнение уже составляет больше года.
Что касается второго вопроса повестки дня, Александр Давыденко сказал, что в работе пунктов пропуска еще остаются проблемы. Зачастую именно пункты пропуска задерживают перевозочный процесс.
В докладе по первому вопросу начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота Александр Пошивай отметил, что правовые основы режима судоходства по СМП, в том числе регулирование допуска иностранных судов, установление маршрутов, определены в принятых еще в 1990 году Правилах плавания, утвержденных Минморфлотом СССР. Эти правила соответствуют международным требованиям и наделяют прибрежные государства необходимыми полномочиями в организации морских перевозок.
Общими и обязательными условиями допуска на СМП являются соответствие судна специальным требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Севморпути, наличие у капитана или лица, его замещающего, опыта управления судном во льдах. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды.
Реформы 90–х годов прошлого века внесли существенные изменения в систему управления Севморпутем и организацию ледокольной проводки судов. Одновременно произошли изменения в отечественном законодательстве. Россия присоединилась к международным конвенциям о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Принято значительное количество резолюций ИМО по вопросам безопасности мореплавания и охраны морской среды. Выполнение требований и резолюций ИМО означает автоматическое выполнение экипажами ряда требований, предъявляемых для плавания по СМП, и дает возможность упростить процедуры допуска судов в наши арктические воды. В частности, потеряла актуальность процедура предварительного осмотра судов на предмет готовности к транзитному плаванию в акватории СМП.
В интересах совершенствования законодательной базы в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории СМП, Минтрансом подготовлен проект ФЗ о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части госрегулирования торгового мореплавания. Законопроект принят Госдумой в ноябре прошлого года в первом чтении.
Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие существующей системы управления Севморпутем с Морской доктриной РФ. К существенным особенностям законопроекта следует отнести законодательное установление границ акваторий Севморпути, создание Администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения для организации плавания судов в акватории арктического региона, установление основных положений правил плавания в этих акваториях.
Принятие законопроекта позволит создать централизованное государственное управление Севморпутем, обеспечить безопасные условия плавания судов в акваториях и предоставить равный доступ всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
Предусматривается возложение на администрацию функций наблюдения за движением судов, предоставления навигационной, метеорологической и иной информации, организации системы связи, а также разработки документов, устанавливающих правила плавания по Севморпути.
В настоящее время в агентстве проводится работа по подготовке документов, регламентирующих деятельность Администрации СМП. Начата разработка правил плавания, учитывающих требования российского законодательства и международных конвенций.
К функциям администрации относятся, в частности, прием заявлений на право плавания в акватории СМП, рассмотрение этих заявлений и выдача разрешений на плавание судов.
Для упрощения допуска судов уже в навигацию этого года агентство вывесило на своем сайте порядок выдачи разрешений и подачи деклараций о готовности судна к плаванию по Севморпути. Действует этот порядок до принятия нового закона и может рассматриваться перевозчиками как своего рода информационная поддержка. Предусматривается, в частности, что перевозчики подают заявления в срок от 15 дней до 4 месяцев до начала движения судна по Севморпути.
Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, комментируя доклад, отметил, что за довольно компактным законопроектом стоит большая работа департамента и агентства. Дело в том, что фактически не имеется никаких легитимных документов, устанавливающих правила плавания в акватории СМП. Вместе с тем нельзя оставить деятельность Севморпути без каких–либо регулирующих документов. Было решено, оттолкнувшись от правил, изданных в 1990 году, модернизировать существующую практику рассмотрения заявок и выдачи разрешений на плавание в акватории СМП. Принятие закона потребует, естественно, разработки ряда подзаконных актов.
По словам Константина Пальникова, осознанно разделены процедуры допуска на Севморпуть для иностранных судов, следующих транзитом, и для судов, выходящих из портов РФ. В отношении иностранных судов, следующих транзитом, Россия не имеет юрисдикции для проведения какого–либо осмотра. Государство порта, которое выпустило судно в рейс, несет полную ответственность за его состояние в соответствии с международными конвенциями.
В отношении судов, выходящих в рейс из российских портов, исходя из необходимости обеспечения безопасности, предусмотрена процедура их осмотра. Заявки принимаются в электронном виде, их можно подавать заранее. Предлагаемая схема не потребует каких–либо финансовых затрат со стороны перевозчиков.
С докладом о совершенствовании функционирования пунктов пропуска через госграницу, расположенных в морских и речных портах, выступил начальник управления инвестиций и программ развития Росморречфлота Рустам Макаров. Он напомнил, что в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, федеральных целевых программах уделяется значительное внимание развитию международных транспортных коридоров, морского и внутреннего водного транспорта, строительству транспортной инфраструктуры для обеспечения международного транзита.
Важным фактором, обеспечивающим эффективную работу морских и речных портов, является наличие современных методов осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, эффективная работа пунктов пропуска через границу РФ, которые позволяют быстро пропускать пассажирские и грузовые суда.
К важной составляющей работы пунктов пропуска необходимо отнести портовую инфраструктуру, а также инфраструктуру самих пунктов пропуска. В 2006 году агентством проведена паспортизация морских пунктов пропуска, она выявила весьма низкий уровень развития материально–технической базы и недостаточные темпы модернизации пунктов. Учитывая интенсивное развитие портовой инфраструктуры (ежегодно перегрузочные мощности увеличиваются в пределах 30 млн тонн), темпы модернизации пунктов явно не соответствуют темпам ввода в эксплуатацию новых терминалов в российских портах. В результате неразвитая структура пунктов пропуска уже сейчас является тормозом для развития экспортно–импортных перевозок.
В основном развитие пунктов пропуска сдерживается из–за отсутствия финансирования. Предусмотренные ФЦП «Госграница (2003–2011 годы)» объемы финансирования реконструкции 22 пунктов пропуска оказались недостаточны и составили около 20% от необходимого объема инвестиций. В этих условиях частные инвесторы были вынуждены проводить работы по строительству пунктов пропуска за счет собственных средств. При этом в большинстве случаев не удалось синхронизировать сроки строительства терминалов со сроками завершения строительства пунктов пропуска.
Вместе с тем в ходе реализации программы были обустроены и открыты хорошо оснащенные пункты пропуска в Высоцке, Санкт–Петербурге, Усть–Луге, Калининграде и других крупных портах. Также были созданы инспекционно–досмотровые комплексы для контроля крупногабаритных грузов в Санкт–Петербурге, Новороссийске и Восточном.
К сожалению, в настоящее время только пять пунктов пропуска во всей России полностью соответствуют предъявляемым требованиям. Сейчас Росграница формирует новую программу по обустройству инфраструктуры в портах, и Росморречфлотом направлены соответствующие предложения. В рамках новой программы предусматривается реконструкция 23 морских пунктов и одного речного. В этой связи целесообразно разработать механизмы привлечения частных инвестиций на компенсационной основе, синхронизировать строительство пунктов со строительством портовых терминалов.
По мнению Рустама Макарова, способствовать эффективности инвестиций при строительстве и реконструкции пунктов пропуска может оптимизация их количества в границах портов. Уже есть примеры, когда в рамках морского порта создается общепортовый пункт пропуска – некий ситуационный центр, в котором размещаются органы управления и который постоянно связан с морскими терминалами.
В этом году проведена оптимизация в границах морского порта Калининград. Раньше там было шесть официально действовавших  пунктов (5 морских и 1 речной), сейчас действует один морской грузопассажирский пункт пропуска. Работа по оптимизации продолжается в Санкт–Петербурге, Новороссийске, Петропавловске–Камчатском и других портах.
Необходимо также разработать новые стандарты и технологии работы пунктов пропуска на основе информационных технологий, позволяющих существенно упростить документооборот, сократить время пропуска грузов и пассажиров. По оценкам экспертов, реализация данных принципов позволит снизить стоимость строительства пунктов на 20%.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

28.06.2012

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya