Госдумы Российской Федерации состоялось обсуждение
решения Комитета,
принятого 15 апреля 2009 года.
В Комитете по транспорту Госдумы Российской Федерации состоялось обсуждение решения Комитета, принятого 15 апреля 2009 года.
Документ получил название «О Государственном регулировании автомобильных перевозок тяжеловесных и крупнотоннажных грузов и сезонных временных ограничений движения транспортных средств по дорогам России».
В обсуждениях принимали участие руководитель Федерального дорожного агентства России Анатолий Чабунин, и.о. директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко, председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко, представители коммерческих и общественных организаций грузоперевозчиков.
Решения, а по сути рекомендации, адресованные Минтрансу в прошлом году, заключаются в перечне мер государственного регулирования автомобильных перевозок тяжеловесных и крупнотоннажных грузов. Проще говоря, Комитет выступил за то, чтобы дальнобойщики получили больше возможностей при перевозке своих грузов. Кроме того, в решении Комитета предлагалось сократить сроки введения сезонных ограничений движения транспортных средств по дорогам России. Таким образом, год назад в извечном конфликте между дорожниками и перевозчиками Комитет занял сторону перевозчиков.
Суть их претензий к дорожникам была высказана в ряде выступлений.
Председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что главная проблема на транспортном предприятии сегодня – нехватка водителей. На ряде АТП, осуществляющих перевозки контейнеров и строительных грузов, больше 30% водителей лишены прав на срок от трех до шести месяцев за нарушения «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ» от 8 августа 1996 года, сообщил он.
По мнению гендиректора НП «Объединение автоперевозчиков южного региона» Валентина Сенько, лишение водительских прав дальнобойщиков грозит перерасти в социальную проблему. Он сообщил, что за прошедший год прекратили свое существование 30% малых предприятий перевозчиков тяжеловесных грузов. По его мнению, существующая нормативная база такова, что дальнобойщик имеет только один шанс из десяти не быть подвергнутым взысканиям за те или иные нарушения.
«Например, при перевозке контейнеров любой водитель по определению является нарушителем. Наши транспортные средства так устроены, что если современный контейнер поставить на грузовик, то он уже превысит габариты на 8 сантиметров», – недоумевает он.
Напомним, что по существующему законодательству перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов более чем на 10 сантиметров влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей или лишение права управления транспортными средствами. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15% влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей.
По мнению Валерия Войтко, сама методика расчета штрафов является далекой от совершенства. Например, деньги за проезд тягачей «Вольво» взимаются дважды за одно и то же нарушение. Вначале плата берется за массу превышения, а потом – за осевые нагрузки. «А ведь общая масса является суммой осевых нагрузок. Если бы масса бралась только на искусственные сооружения, такие, как мосты, то это было бы справедливо. Масса превышения умножается на расстояние следования, потом превышение осевых нагрузок так же умножается на расстояние. «В течение 10 последних лет мы занимаемся не обеспечением отраслей хозяйства транспортными услугами, а сохранностью автомобильных дорог», – сделал он эмоциональное заявление.
Но, похоже, что эмоции захлестнули не только представителя перевозчиков, но и членов Комитета. По результатам обсуждения Комитет по транспорту предложил утвердить решение еще более амбициозное, чем год назад. В нем в частности предлагается подготовить перечень автомобильных дорог, по которым движение автотранспортных средств с высотным габаритом 4,2 м не требует разрешения. Депутаты считают, что Федеральному дорожному агентству необходимо разработать программу реконструкции или строительства объездов сооружений, построенных с нарушением действующих СНиПОВ, с тем чтобы обеспечить движение грузовиков с высотным габаритом 4,2 м. В решении предлагается привести распределение допустимых нагрузок на ось транспортных средств в соответствие с техническими характеристиками грузовиков, производимых отечественными заводами, то есть на федеральных трассах, повсеместно увеличить ее до 11,5 м. Кроме того, члены Комитета настаивают, чтобы Минтранс определил точные сроки реализации планов проезда по дорогам федерального значения автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 т и общей массой 44 т. Но это еще не все. На дорогах по маршрутам Москва – Санкт–Петербург – Выборг, Москва – Волгоград – Астрахань, Москва – Воронеж – Ростов–на–Дону – Новороссийск, Москва – Брянск – граница с Украиной и Москва – Смоленск – граница с Белоруссией должен быть обеспечен проезд автотранспортных средств с осевой нагрузкой в 13 т.
Но после выступлений руководителя Федерального дорожного агентства России Анатолия Чабунина и и.о. директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игоря Костюченко члены Комитета взяли тайм–аут и отложили принятие окончательного решения до следующего заседания. Видимо, причиной перемены планов членов Комитета стала система доказательств, которую можно поместить под общим заголовком: «Нужно, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями».
Анатолий Чабунин напомнил, что средств на строительство и реконструкцию дорог хронически не хватает. Росавтодору приходится работать в условиях, когда нельзя прогнозировать бюджет на три года. По его мнению, 2011 год опять будет не самым удачным и денег на развитие сети автомобильных дорог не хватит. «Сейчас в Минтрансе обсуждается сценарий, по которому стоит отказаться от части строительства и реконструкции дорог, увеличив объем ремонта», – заявил руководитель Росавтодора.
Слишком рьяных приверженцев внедрения западных стандартов без учета российской специфики он отрезвил таким фактом. Сейчас между Красноярском и Иркутском есть пять протяженных участков дорог с грунтовыми разрывами. «Правительство признало, что у нас федеральная сеть не соединена и наметило мероприятия по ликвидации разрывов. Но мы не можем ликвидировать их за один год», – заметил руководитель агентства.
По его мнению, существующий порядок введения сезонных ограничений также нецелесообразно менять. «Надо более четко планировать свою деятельность», – посоветовал Анатолий Чабунин грузоперевозчикам.
И.о. директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко заявил, что в феврале 2009 года на Координационном совете по законотворческой деятельности Минтранса было обсуждено предложение Комитета по транспорту Госдумы, касающееся исключения из перечня санкций в виде лишения права водителя управлять транспортным средством за нарушения весовых параметров и габаритов. Предложение поддержано и сейчас идет доработка текста законопроекта, согласно которому лишение прав может быть заменено штрафом.
«Мы поддерживаем поручение Комитета по ужесточению требований к грузоотправителям в тех случаях, когда они предоставляют недостоверную информацию. Минтрасом подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях». Поправками в КоАП РФ предусмотрено установление не только административной, но и финансовой ответственности грузоотправителя за совершение действий, связанных указанием в товарно–транспортных документах недостоверных сведений о массах и габаритах грузов», – сообщил он. Он напомнил участникам заседания, что существует постановление Правительства РФ, регулирующее вопросы возмещения вреда, связанного с перевозкой тяжеловесных грузов, определяет методику расчета по конкретным участкам дорог. Согласно этому постановлению на тех участках, которые запроектированы с Гостом, предусматривающим 11,5 т осевой нагрузки, ущерб с водителей не взимается.
Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»