• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Партнерство по всем направлениям

Партнерство по всем направлениямСостоялась 21–я сессия Азиатско–Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ).

Партнерство по всем направлениямПрорыв парламентской дипломатии. Именно так охарактеризовали делегаты прошедшую во Владивостоке 21–ю сессию Азиатско–Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ). В течение 4 дней Университетский городок Дальневосточного федерального госуниверситета на острове Русский стал площадкой для обсуждения представителями 28 стран–участниц и 8 международных организаций широкого круга вопросов политики и безопасности, экономики, торговли и регионального сотрудничества. Итогом работы форума стало принятие 14 резолюций и совместного коммюнике.
Председатель Совета Федерации ФС РФ, председатель Азиатско–Тихоокеанского парламентского форума Валентина Матвиенко, открывая 21–ю сессию, отметила, что впервые на форуме присутствуют представители таких авторитетных международных организаций, как ООН, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭс, ПА ЧЭС, ШОС, наблюдатели из Афганистана и Казахстана. Еще одна новация – встреча молодых парламентариев, которая стала предвестником молодежного формата проведения парламентских встреч в АТР в будущем. Молодые законодатели обсудили перспективы развития молодежного парламентаризма в странах АТР и возможности дальнейшего сотрудничества в таком формате, а также свои планы активного участия в законотворческой деятельности.
Парламентарии стран АТР обсудили вопросы мира и безопасности, противодействия терроризму, киберпреступности, обесепечения продовольственной и энергетической безопасности, создания устойчивой транспортно–логистической сети, перспективы сотрудничества государств Азиатско–Тихоокеанского региона и европейских стран.
В рамках форума также прошла презентация программ развития регионов Сибири и Дальнего Востока и инициативы РФ в сфере многостороннего научного сотрудничества в АТР.

Интеграция в целях развития

АТПФ – самый авторитетный межпарламентский форум Азиатско–Тихоокеанского региона, куда входят 28 стран. Созданный 20 лет назад, форум стал той площадкой, где обсуждаются самые актуальные проблемы глобального и регионального развития. Россия уже второй раз радушно принимает у себя представителей парламентов стран АТР. 15–я сессия форума была проведена в Москве в январе 2007 года. На этот раз местом встречи был выбран Владивосток – геополитический центр России на Дальнем Востоке, город, который с уверенностью можно назвать «окном в АТР».
На расстоянии 1000 км (зона часовой авиатранспортной доступности и 10–часовой ж/д и автотранспортной доступности) от Владивостока находятся все города южной зоны Дальневосточного региона, в которых проживает свыше 70% населения Дальнего Востока. В эту зону также попадают многие города–миллионники северо–восточных провинций КНР, Республики Корея и западного побережья Японии, а также вся территория КНДР.
Если мысленно очертить вокруг Владивостокской агломерации (включая зарубежье) окружность радиусом 1000 км, то в этой зоне будут проживать более 414 млн человек, из которых почти 300 млн – в городах. Владивосток, доля населения которого чуть более 0,1%, является единственным городом в России с таким мощным окружением. (Для сравнения: вокруг Москвы на таком же расстоянии проживают менее 100 млн человек.) На этом же пространстве в радиусе 1000 км создается ВВП на сумму около 7 трлн долларов ежегодно. Это почти в 3,6 раза больше, чем ВВП России. Вклад «Большого Владивостока» всего 0,08%.
Таким образом, рядом с югом Приморья находится зона экономической концентрации, превосходящая по плотности аналогичную зону в европейской части России, которая к тому же удалена от Владивостока на расстояние примерно 10 000 км.
Очевидно, что такое удобное положение юга Приморья можно использовать для экономического роста данного региона с помощью интеграционной политики. Поэтому развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества со странами АТР становится важным стратегическим приоритетом внешней политики РФ.
Что же представляет собой Азиатско–Тихоокеанский регион сегодня и какие перспективы интеграции со странами АТР появляются у России?
Азиатско–Тихоокеанский регион – политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. От стран АТР во все большей степени зависят состояние глобальной политики и дальнейшее развитие мировой экономики.
Экономическим итогом первого десятилетия XXI века явилось то, что тихо
океанское кольцо государств стало двигателем глобального развития мирового хозяйства. Сегодня в АТР сконцентрировано 57% населения планеты, 40% промышленного производства, 37% мирового спроса на энергию и энергоносители. Даже в условиях глобального финансово–экономического кризиса 2008–2010 годов ресурсо– и энергопотребление в большинстве стран АТР продолжало расти ускоренными темпами.
В условиях возрастания геополитической и экономической роли Азиатско–Тихоокеанского региона в мире России для укрепления внешнеэкономических и внешнеполитических позиций именно в этой части Евразийского континента необходимо наращивание своего присутствия, экономического и политического веса.
На фоне обострения борьбы за энергоносители странам АТР для дальнейшего развития требуются дополнительные сырьевые и энергетические, в первую очередь нефтегазовые, ресурсы.
По оценкам экспертов, усиление роли России в качестве мирового энергетического лидера будет происходить за счет развития нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики на востоке страны, укрепления позиций на энергетических рынках АТР, участия в развитии и эксплуатации объектов энергетической инфраструктуры в странах региона.
Основная часть энергетического потенциала России сконцентрирована в азиатской части страны, а Тихоокеанский регион – крупнейший глобальный рынок нефти, нефтепродуктов, угля и самый динамично развивающийся рынок газа, однако поставки энергоносителей и энергии на этом перспективном направлении пока не превышают 15% российского энергетического экспорта. Так, доля экспорта нефти на тихоокеанском направлении, прежде всего в Китай, Корею, Японию, а также в США, составляет порядка 15% (38 млн т в 2010 году) от российских поставок на международные рынки, нефтепродуктов – менее 10% (12 млн т). Поставки СПГ в Японию, Корею, Китай и Тайвань не превышают 7% (10 млн т) от суммарного экспорта газа. В экспорте угля доля АТР составляет 32% (31 млн т), в экспорте электроэнергии – около 7% (1,3 млрд кВт*ч).
Основными ограничивающими факторами для поставок энергоресурсов на тихоокеанский рынок являются неразвитая транспортная инфраструктура, неосвоенность ресурсного потенциала ТЭР Восточной Сибири и Дальнего Востока, Восточной Арктики, а также неурегулированность ряда институциональных вопросов.
Вместе с тем широкомасштабный выход России на энергетические рынки АТР и западного побережья Америки стимулирует развитие восточных регионов страны, будет способствовать решению социально–экономических и внешнеэкономических задач.
На данном историческом этапе имеются весьма благоприятные условия для движения России на восток. Страны АТР не выдвигают каких–либо неприемлемых для России условий и не создают препятствий для самого широкого участия в региональных делах, они не рассматривают возможное увеличение российского экономического присутствия в регионе как угрозу своим интересам.
Ни одна из азиатских стран не вмешивается во внутренние дела и внутреннюю политику России. Даже Япония, с которой до сих пор не подписан мирный договор, не выдвигает проблему так называемых северных территорий в качестве ограничений для участия России в региональных экономических и политических организациях.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила, что в 2012 году проходил саммит АТЭС под девизом: «Интеграция – в целях развития, инновации – в целях процветания». Тогда в качестве приоритетных задач были определены:
– либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция;
– укрепление продовольственной безопасности;
– формирование надежных транспортно–логистических цепочек;
– интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.
По словам заместителя министра иностранных дел РФ Игоря Моргулова, Россия в развитие этих тем выдвинула 60 инициатив и проектов.
В ходе работы 21–й сессии АТПФ парламентарии не только обсудили эти ключевые направления, но и определили роль и место парламентов в реализации огромного потенциала Азиатско–Тихоокеанского региона, прежде всего за счет развития интеграции, стимулирования торговли, поощрения инвестиций и конкуренции, открытия рынков, ликвидации протекционистских барьеров, совершенствования транспортной инфраструктуры.
Выступая на пленарном заседании, посвященном проблемам мира и стабильности в АТР, председатель Совета Федерации, в частности, сказала, что Россия поставила цель перевести экономику Дальнего Востока на «опережающую модель развития». Этому посвящена специальная Государственная программа «Социально–экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Дальний Восток станет макрорегионом с мощной экономикой, комфортными условиями для жизни и работы людей.
«Большое значение для региона имеют развитие инфраструктуры автомобильных и железных дорог, авиа– и морского сообщения, диверсификация магистральных маршрутов, использование российских транспортных возможностей, – подчеркнула Валентина Матвиенко. – Сейчас в России разворачиваются большие работы по модернизации Транссибирской железной дороги, Байкало–Амурской магистрали, российских тихоокеанских портов, развитию новых морских путей. Все это уже сегодня является существенным дополнением к традиционным маршрутам через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Многообещающие перспективы открываются для развития Северного морского пути, который в два раза короче нынешних маршрутов из Европы в Восточную Азию через Индийский океан».
Спикер верхней палаты призвала зарубежных коллег уделить повышенное внимание вопросам сотрудничества в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку реализация этого многообещающего, всеобъемлющего проекта отвечает интересам всех стран АТР. «Парламенты наших стран должны оперативно поддерживать новые проекты на законодательном уровне. Это будет содействовать сближению экономик Европы и Азии в интересах благополучия и процветания наших стран», – заключила председатель АТПФ.

Транспорту – повышенное внимание

В ходе дискуссии по вопросам экономики и торговли предметом обсуждения были и проблемы транспортно–логистических связей между странами АТР.
Член Совета народных представителей Индонезии Мухтар Амма (Muchtar Amma) отметил, что «экономическая интеграция стран АТР требует со стороны национальных экономик создания условий для беспрепятственного потока товаров, для чего необходимо разрабатывать эффективные и безопасные пути их транспортировки. По оценкам экспертов, на развитие транспортной инфраструктуры стран АТР требуется 8 трлн долларов США. Индонезия выступает за взаимосвязанность рынков и отсутствие препятствий для торгового обмена, поддерживает усилия по развитию транспортных систем. Необходимо стимулировать привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру на основе принципов государственно–частного партнерства».
Член Палаты представителей Таиланда Самарт Ратхаполситте (Samart Ratchapolsitte) рассказал о том, что Таиланд к 2015 году намерен создать условия для свободного передвижения товаров и услуг. В стране создана специальная структура – логистический комитет, работающий по принципу одного окна, в целях развития транспорта и логистики. Чтобы развивать региональный рынок в рамках транспортных коридоров, надо развивать транспортно–логистические цепи, государственно–частное партнерство. В течение 5 лет Таиланд намерен стать центром интеграции цепочек поставок товаров.
Чилийский сенатор Педро Муньос (Pedro Munos) отметил, что большая часть стран АТР находится на начальной стадии создания своих транспортно–логистических систем, однако их формирование не должно приходить в противоречие с охраной окружающей среды, для чего необходимо разработать национальные стандарты. Сенатор призвал к расширению сотрудничества стран АТПФ в вопросах развития систем морского и воздушного транспорта для создания условий беспрепятственного потока товаров.
Программа форума предполагала многочисленные двусторонние встречи. Все участники двусторонних встреч подтвердили большой интерес к программам развития Дальнего Востока и Забайкалья, а многие зарубежные парламентарии заинтересовались возможностью обучения студентов из своих стран на базе Дальневосточного федерального университета.
Так, Валентина Матвиенко провела переговоры с председателем Национального собрания Республики Корея Канн Чхан Хи (Kang Chang Hee), в ходе которых спикеры обсудили перспективы сотрудничества двух стран. В частности, Южная Корея проявила заинтересованность в участии в проекте совершенствования портовой инфраструктуры.
Также председатель Совета Федерации встретилась с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) КНР У Банго (Wu Bangguo). Валентина Матвиенко, высоко оценив состояние российско–китайских отношений, заверила У Банго, что Россия рассчитывает на активное участие Китая в развитии Дальнего Востока и Сибири. По словам лидера китайской парламентской делегации, общий объем накопленных в России китайских инвестиций составляет 3 млрд 760 млн долларов. «Динамика роста китайских капитало-
вложений в российскую экономику положительная. В 2012 году прирост составил 40%. Это самый высокий показатель среди стран, куда идут китайские инвестиции», – сказал глава китайского парламента. Он заверил, что Китай намерен и в дальнейшем поощрять инвестиции в Россию, участвовать в масштабном инфраструктурном сотрудничестве, инновационных проектах в Сибири и на Дальнем Востоке.
Японцы проявляют жгучий интерес к Северному морскому пути. По оценке японского правительства, использование Севморпути вместо традиционного маршрута через Суэцкий канал позволит сократить расходы на грузовые перевозки примерно на 40%. При этом путь от японского порта Иокогама до Роттердама сократится с 21 тыс. км до 13 тыс. км.
Член японского парламента Иошихико Исозаки (Yoshihiko Isozaki) подчеркнул, что интенсивное таяние ледников открывает новые возможности для перевозки товаров по Северному Ледовитому океану. «Необходимо создавать устойчивый торговый путь, объекты инфраструктуры», – считает японский парламентарий. Он сообщил, что Япония намерена выступить инициатором проведения форума по вопросам использования арктических территорий с участием всех государств, граничащих с Арктическим регионом.
Перспективы, которые открывает для Японии освоение Арктики, заставляют ее активизировать усилия в получении права голоса при обсуждении будущего этого района. Как и другие неарктические страны, Япония хотела бы видеть Арктику частью «общего достояния человечества». Чтобы иметь возможность каким–либо образом влиять на судьбу Арктики, Япония в июле 2009 года вслед за Китаем и Южной Кореей подала заявку в Арктический совет с целью получения статуса постоянного наблюдателя. Свою заявку на участие в Арктическом совете японцы обосновывают тем, что Япония как морская держава весьма заинтересована в обсуждении режима Арктики, а также тем, что страна долгие годы участвует в научных исследованиях и вносит существенный вклад в изучение этого района, что придает дополнительный вес ее кандидатуре.
По оценкам экспертов, развитие ситуации вокруг Арктики в обозримой перспективе может привести к значительному изменению геополитических реалий для Страны восходящего солнца. Однако сегодня на первом плане в освоении Арктики стоят экономические и научные интересы.
Внимание Японии к Арктике открывает новые возможности для расширения российско–японского взаимодействия. О желании Японии развивать конкретное сотрудничество по Арктике говорил премьер–министр Японии Ёсихико Нода на встрече с Президентом России Владимиром Путиным в ходе саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Японские инвестиции и технологические разработки могли бы способствовать планам России по использованию СМП и развитию экономики прилегающих регионов.
Эксперты предполагают, что в ближайшие годы Токио будет демонстрировать готовность к взаимодействию по вопросам освоения Арктики и наращивать двустороннее сотрудничество с арктическими и приарктическими государствами.
Итогом обсуждения вопросов транспорта и логистики стала резолюция «Развитие транспортной инфраструктуры в Азиатско–Тихоокеанском регионе», которая поставила цель до 2015 года увеличить на 10% пропускную способность транспортно–логистических цепочек за счет сокращения времени и стоимости перемещения товаров и услуг в Азиатско–Тихоокеанском регионе, учитывая индивидуальные особенности экономики разных стран. В документе, в частности, отмечается, что надежные цепочки поставки имеют важнейшее значение для содействия развитию торговли, обеспечения устойчивого развития, экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности в Азиатско–Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Развитие соответствующей инфраструктуры для маршрутов поставок будет способствовать укреплению региональной экономической интеграции и повышению экономического роста в Азиатско–Тихоокеанском регионе. Развитие транспорта как ключевого фактора регионального развития является основной целью региональной программы действий по развитию транспорта в Азии и Тихоокеанском регионе (2007–2011 годы) и для следующего ее этапа на период 2012–2016 годов. Документ содержит призыв к правительствам, парламентам и другим заинтересованным сторонам принять меры, направленные на реализацию проектов и планов, связанных с увеличением надежности транспортных и логистических сетей.
Как сказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель редакционного комитета 21–й сессии АТПФ Андрей Климов, «Россия заинтересована в этой резолюции, наверное, больше других стран – участниц форума: мы единственная страна, которая является частью и Европы, и Азии, наша территория является естественным транспортным коридором для многих видов транспорта. Создание единой инфраструктуры Азиатско–Тихоокеанского региона с участием России для нас очень важно, полезно и выигрышно. Это полностью вписывается в тему евразийской интеграции, потому что, создав единый Таможенный союз, мы получили пространство, открытое фактически от Минска до Владивостока. Для стран Азиатско–Тихоокеанского бассейна, прежде всего Юго–Восточной Азии, Китая и других государств, эта возможность открывает большие перспективы».
Учитывая то, что в работе АТПФ принимали участие государства Южной Америки, с ними также обсуждались возможности создания новых транспортных коммуникаций. «Что происходит сегодня? Некоторые товары из Эквадора и Чили поступают в нашу страну через Португалию и Испанию, хотя логичнее и эффективнее доставлять их напрямую через Тихий океан. Поэтому обсуждение вопросов портовой логистики и наилучшего способа проложения маршрутов для грузоперевозок по тихоокеанскому маршруту очень актуально», – подчеркнул Андрей Климов.
Говоря о развитии железнодорожной инфраструктуры, сенатор заявил: «Проблема заключается в том, что у нас очень много дел внутри страны, и средств на все не хватает. Я могу сходу назвать несколько магистралей, которые хотелось бы иметь, например, железная дорога от Скандинавии через Республику Коми, Пермский край на Западный Урал и далее в Сибирь. Это дорога, которая, с одной стороны, дублирует и разгружает Транссиб, с другой – связывает очень важные производства. В ней заинтересованы скандинавские страны, так как мы связываем север Европы по отдельной ветке с выходом в Азию и далее на Тихий океан. К сожалению, не хватает средств и возможностей, хотя об этой дороге говорят со времен царя–батюшки. Кстати, эта тема была предметом обсуждений на европейской площадке в рамках «Северного измерения» – пакетного соглашения между ЕС, РФ, Норвегией и Исландией. Мы проговаривали возможность прокладки такого железнодорожного коридора, но наши иностранные партнеры говорят так: «Вы постройте, а мы с удовольствием будем пользоваться». Китайцы могут пойти дальше, но надо иметь в виду, что Китай очень своеобразный партнер. Если вы посмотрите, как они строят железные дороги в Африке, то вы поймете, что это делается не столько для развития Африки, сколько для вывоза полезных ископаемых в конкретном направлении. Да, они наши соседи, партнеры, но это надо иметь в виду».
Отвечая на вопрос корреспондента «ТР» о перспективах трехстороннего проекта с участием России, Северной и Южной Кореи, предполагающего соединение Транссибирской магистрали с Транскорейской железной дорогой для создания сухопутного транспортного моста Азия – Европа, который Россия продвигает более 10 лет, Андрей Климов заметил, что «этот проект может реально связать две Кореи и быть тем стержнем, который когда–то, на поколенческом уровне, выведет эти страны на путь более тесного диалога. Ну, как нам строить железную дорогу по территории, где ведутся непонятные для нас изыскания в области атомной энергетики и проходят эксперименты с баллистическими ракетами? Надо с новым северокорейским лидером о каких–то принципах договариваться. Если вынести за скобки политическую составляющую, то перспектива очень хорошая. Кстати, резолюция АТПФ «О ситуации на Корейском полуострове» направлена в том числе и на решение этого вопроса. Мы очень озабочены экспериментами с ядерной энергетикой и баллистическими ракетами. Россия заинтересована в том, чтобы этот полуостров был безъ-
ядерным. Думаю, что в Северной Корее знают об этих решениях, эта тема для них очень чувствительна».
Учитывая, что процесс всемирной глобализации имеет тенденцию к расширению и ускорению, а обмен опытом между парламентариями из разных стран в области законотворчества способен привести к существенному эффекту в деле улучшения национального законодательства, делегаты АТПФ не исключили возможности проведения всемирного форума парламентских организаций.

*  *  *

В мае Россия передаст свои полномочия Мексике, где в январе 2014 года пройдет очередная, 22–я сессия АТПФ. Как сказал руководитель мексиканской делегации Теофил Торрес Корсо (Teofilo Torres Corso), «лучше протягивать другу другу руку, чем показывать кулак». По его мнению, «21–я сессия АТПФ стала экстраординарным событием, 28 стран–участниц нашли общие точки соприкосновения по целому ряду вопросов. Мы увидели новую Россию, которая может послужить примером для всех стран – участниц форума». Во Владивостоке также было принято решение о проведении 23–й сессии Азиатско–Тихоокеанского форума в Эквадоре.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
Владивосток – Москва

14.02.2013

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya