Участники конференции «Современные средства индивидуальной мобильности: новые вызовы для развития территории» всерьез озаботились задачей чуть ли не всеобщей велосипедизации. Отчасти для этого есть основания. В нашей стране в 2008 году был разработан проект «Стратегии развития велотранспорта в России на период до 2020 года», где велосипед охарактеризован как экологически чистый вид транспорта, имеющий целый ряд преимуществ. Достоинства этого вида транспорта перечислены в проекте стратегии: «…отсутствие загрязнения воздуха, отсутствие шума, экономичность в передвижении по городу и в междугородном сообщении на короткие расстояния, отсутствие проблем с выделением места под стоянки на улицах. Велотранспорт не создает пробок в дорожном движении. Короткие велосипедные поездки служат прекрасным оздоровительным средством от гиподинамии городских жителей».
В проекте программы также намечены цели, задачи и пути их достижения, а в качестве примера использован опыт европейских стран, где многие жители пересели на велосипеды. Президент Велотранспортного союза России Игорь Налимов, выступая на конференции, очень подробно остановился на возможном сценарии развития этого вида транспорта в нашей стране, а также, почему Европа становится все более велосипедной.
«Педальная революция» в Германии
В последние годы велосипед у наших западных соседей пережил удивительное возрождение. Это справедливо как для повседневных поездок, так и для использования велосипеда в свободное время и на отдыхе. Города и муниципалитеты содействуют велотранспорту, так как он дает людям мобильность и улучшает экологию. Предприятия и административные органы поддерживают эту деятельность в рамках производственного управления мобильностью.
Как свидетельствует немецкая статистика, велосипед является самым распространенным средством передвижения в Германии. На 82 млн жителей страны приходится около 70 млн велосипедов. Для сравнения: автомобилей, допущенных к эксплуатации, в Германии всего 41 млн. В среднем владельцы велосипедов проезжают около 25 км в неделю. Двухколесного друга очень любят эксплуатировать для поездок на работу. Здесь велосипед занимает 3 место, уступая по популярности автомобилю и общественному транспорту.
В настоящее время 12% всех расстояний граждане Германии проезжают на велосипеде. Соответственно, в среднем на каждого жителя приходится около 300 км в год. В таких городах, как Бремен, Мюнстер или Боркен, доля велосипедного транспорта составляет 40%, в то время как в крупных городах, таких как Берлин и Штутгарт – от 5 до 10%.
Исходной точкой «педальной революции» в Германии стал взвешенный и продуманный «Национальный план развития велосипедного транспорта на 2002–2012 годы», подготовленный федеральным правительством, поддержанный Бундестагом в 2002 году. Благодаря «Национальному плану» был налажен организационный процесс, который привел в действие внутренние резервы коммун, земель и федеральных властей, что привело к бурному развитию в стране велодвижения.
Европейский ренессанс
Министерство транспорта Великобритании выделило огромную сумму на развитие велосипедного транспорта – более 100 млн фунтов стерлингов. Это огромные деньги. При сегодняшнем курсе фунта по отношению к рублю сумма составит более 8,5 млрд руб. Эти средства направлены на создание в центральных частях городов Великобритании сети проката велосипедов. Более 2,5 млн жителей Лондона и еще 11 городов получат специальные пластиковые карты, по которым они смогут в течение целого года бесплатно забирать с прокатной стоянки велосипед. Первые полчаса поездки – бесплатные. Если за 30 минут не вернуть велосипед на стоянку (любую из многочисленных), то придется заплатить за услугу из расчета один фунт стерлингов (примерно 85 руб.) за час.
Власти Великобритании строят велосипедные дорожки, которые бы соединили пригород и центр города, намерены закупить побольше велосипедов, выделяемых для обучения школьников, а также заменить предупреждающие дорожные знаки «Велосипедисты спешиваются» на «Уступи дорогу велосипедисту». Перекрестки, признанные опасными для велосипедистов, будут модернизированы таким образом, чтобы водители авто снижали перед ними скорость. Кроме этого, создадут специальные команды механиков для тех, кто не может позволить себе купить новый велосипед и ездит на старом. Механики его отреставрируют.
В Копенгагене на работу на велосипеде ездят 27% трудящихся, и правительство Дании намерено в ближайшие годы увеличить их долю до 50%.
Но с определенной долей уверенности можно сказать, что «умыли» всех нидерландцы. Там в октябре этого года появилась первая в мире велосипедная дорожка из солнечных панелей.
Велодорожка под названием SolaRoad строится из модульных солнечных панелей размером 2,5 на 3,5 м, а сверху панели укрываются защитной прозрачной поверхностью толщиной примерно 1 см. Защита хорошо проводит солнечные лучи, при этом выдерживает большие нагрузки (тестировали даже грузовиками), хорошо противостоит дождю, снегу и льду, на ней не скользят колеса.
Россия позади Европы всей
Мы в этом плане от Европы сильно отстаем, хотя и признаем полезность и нужность велосипеда как средства передвижения. Но те меры, усилия, которые на сегодня предпринимаются, дают весьма призрачные шансы для развития велоинфраструктуры на просторах России. Причин тут множество. Их тоже на конференции озвучили.
В Москве ежегодно продается около 1 млн велосипедов. Велосипедный парк сейчас составляет в столице – более 3 млн штук. Но в России этот вид транспорта как в качестве личного, так и в качестве коммерческого абсолютно не развит. Велосипед используется только для передвижения на даче или в городских парках.
Неразвитость и непопулярность этого вида транспорта объясняется в первую очередь отсутствием развитой инфраструктуры. Дороги у нас низкого качества, поэтому ездить на них небезопасно, отдельных велосипедных дорожек нет, также отсутствует культура вождения со стороны автовладельцев, считает президент союза Игорь Налимов. При этом, по его мнению, использование велосипеда как личного транспорта очень актуально для поездок на расстояние до 5 км. При скорости 15 км/ч велосипедист преодолевает 5 км пути за 20 минут, что позволяет доехать до места быстрее, чем на общественном транспорте, и дешевле. Велосипед снимет нагрузку с автодорог и займет всего два метра площади стоянки.
Игорь Налимов считает, что в обществе необходимо формировать понимание возможностей нового транспортного средства. Для этого необходимо пройти несколько этапов становления велотранспорта как необходимой составляющей транспортной отрасли города. Первый этап, по мнению президента Велотранспортного союза, это появление и наращивание общественной поддержки, расширение рядов сторонников движения. Затем – формирование потребности общества, укрепление организации и рост количества экспертов из смежных областей.
Третья стадия предполагает научное обоснование социального, экономического, транспортного и экологического эффекта. Исследование путей реализации велоинфраструктуры, создания велосети в мегаполисе, конкретно к условиям России, и убедительное аргументирование роли велодвижения в решении проблем города. Определение источников необходимых кадровых, технических и финансовых ресурсов для их решения.
На заключительной стадии происходит формирование велотранспорта как отрасли городского хозяйства, сопровождающееся созданием органов управления, развития, строительства и эксплуатации велотранспортного хозяйства.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
15.01.2015