Открытие летней навигации на водных российских просторах речники с наступлением весны ждут всегда с нетерпением и заблаговременно готовятся к этому дню как к большому празднику. Не стал исключением и 1941–й. Начало регулярного пассажирского сообщения на Москве–реке и по каналу имени Москвы любители водных прогулок отметили массовыми туристическими поездками. Вряд ли найдется другая страна на нашей планете, на территории которой столько полноводных, бурливых рек и лесных чудо–озер, воспетых еще нашими прадедами в народных песнях и сказаниях.
И не удивительно, что речное судоходство имеет в нашей стране многовековую историю. Летописи свидетельствуют, что древние славяне селились на берегах рек и озер, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в IX веке они в торговых целях совершали плавание на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю. Так что речной транспорт зародился на Руси раньше автомобильного, железнодорожного и воздушного. И до начала строительства железных дорог оставался самым массовым. Потом свою ведущую роль речники утратили, но и поныне речной транспорт остается важным в межрайонных и внутренних перевозках, а для регионов, где до сих пор не проложены стальная колея и современные автодороги, он незаменим. Ведь наша страна имеет самую широкоразвитую сеть внутренних водных путей. Общая протяженность рек в Советском Союзе превысила
2,3 млн км. Из них 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава. Из 70 крупных рек, протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на нашу страну.
Первый речной пароход был построен в России в 1903 году. А уже через 10 лет наш речной транспорт располагал почти 5,5 тыс. судами и имел в своем распоряжении свыше 23 тыс. несудоходных вспомогательных судов. В советские времена (до Великой Отечественной войны) речной транспорт получил наибольшее развитие в 30–е годы. Благодаря строительству Беломорско–Балтийского канала, Волго–Балтийского водного пути, канала имени Москвы основные реки в европейской части страны объединились в Единую водную систему, обеспечив экономические связи расположенных здесь промышленных и сельскохозяйственных регионов. Большие работы предстояло выполнить и в третью советскую пятилетку. Но реализовать их не удалось из–за вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии. Многое из того, что предусматривалось широкой программой реконструкции речного транспорта, рассчитанной на длительный период, в предвоенные годы не удалось осуществить. И это, конечно, негативно сказалось на работе речного транспорта, особенно в первый период войны. Так что выполнение речниками заданий военного командования достигалось сосредоточием всех усилий на решении первоочередных задач, гибким маневрированием имевшимися техническими средствами, всецелым подчинением всей деятельности интересам фронта.
Перестраивать всю работу для нужд фронта речникам приходилось в довольно сложных условиях. Агрессору удалось нанести существенный урон речному транспорту. Враг утопил и захватил 4380 пассажирских судов и буксирных пароходов, а также более 4000 несамоходных судов речного и служебно–вспомогательного флота. Было разрушено 479 портовых и пристанских хозяйств, в том числе – Ленинградский, Киевский, Сталинградский порты, сооружения Беломорско–Балтийского канала и канала им. Москвы. В 7 речных бассейнах, временно оказавшихся на оккупированной территории, фашисты вывели из строя до 96% производственных площадей судоремонтных заводов. Тысячи опытных квалифицированных специалистов с первых дней войны призвали на фронт.
Война потребовала приспособить оставшиеся речные суда для работы в боевой обстановке в условиях налета вражеской авиации и артиллерийских обстрелов. Многие речные суда в кратчайшие сроки были переоборудованы и использовались в десантных операциях. Проявляя настоящее мужество и высокий патриотизм, речники, несмотря ни на какие трудности, с честью выполняли поставленные перед ними задачи. Они своевременно доставляли грузы для фронта и народного хозяйства, быстро ремонтировали и возвращали в строй суда, пострадавшие от вражеских обстрелов, наводили и обслуживали на реках переправы и вместе с военными моряками речных флотилий героически сражались за Родину.
С первых дней войны речной транспорт был задействован в выполнении эвакуационных перевозок из западных областей страны. Только с июля до конца летней навигации речники переправили под вражеским огнем из прифронтовых зон в тыл свыше 870 тыс. т промышленного оборудования и
2 млн человек. Основная нагрузка легла на суда Московско–Окского пароходства и флот канала Москва – Волга. Враг приближался к столице, и помимо транспортировки эвакуационных грузов с Запада речникам пришлось срочно заняться эвакуацией военных госпиталей и материальных средств из районов Москвы и Московской области. Канал Москва – Волга сыграл огромную роль в битве за столицу. Его значение в военные годы трудно пере-
оценить не только для Москвы, но и для всей страны. Благодаря ему жители и промышленные предприятия получали волжскую воду. Возведенные ГЭС вырабатывали для центрального региона электроэнергию. По каналу непрерывным потоком шли суда с военными и народнохозяйственными грузами, боеприпасами и снаряжением, с топливом для фронтовой техники.
Когда возникла реальная угроза захвата фашистами Москвы, руководство страны приняло непростое и, можно сказать, роковое решение: взорвать все шлюзы на канале, чтобы они не достались врагу. И их подготовили к взрыву. Но, к счастью, оставшиеся в коллективе специалисты сумели убедить власти, что при демонтаже и эвакуации в тыл части оборудования фашисты не смогут воспользоваться шлюзами, даже если захватят территорию канала. Так и удалось спасти канал. К решающему наступлению на Москву германские войска приступили в ноябре 41–го. В 20–х числах ноября немцы направились к Большой Волге и ступили на лед Иваньковского водохранилища. Командующий Западным фронтом Г. Жуков отдал приказ срочно нарушить прочность ледовых дорог на пути врага. Работники Иваньковской ГЭС оперативно сбросили воду через плотину, ее уровень в водохранилище понизился на 2 м. Лед сломался, агрессоры вместе с техникой начали проваливаться под воду. Фашисты вынуждены были искать обходные пути. Но и здесь им пришлось столкнуться с непреодолимыми преградами. Когда немцы уже наступали на Клин, Рогачево и Дмитров, Георгий Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы реки Сестры и долины реки Яхромы. На подготовку операции у речников ушло всего полтора дня. И через 3 суток от Яхромы до Иваньковского водохранилища все оказалось затоплено водой на протяжении 60 км.
Враг прекрасно понимал значение канала для Москвы и стремился любой ценой перерезать жизненно важную водную, энергетическую и транспортную артерию. Перед речниками стояла другая задача: вместе с фронтовыми частями задержать фашистов и дать нашей армии небольшую передышку. К 1 декабря все работы по перекрытию канала и рек были завершены. Этих 6–7 дней оказалось достаточно для того, чтобы закончить формирование 1–й ударной армии, войска которой, опираясь на водные рубежи, перешли в контрнаступление. «Проведенное неожиданно и в широких размерах использование судоходного канала в военных целях задержало продвижение противника и способствовало командованию Красной армии остановить немецкое наступление под Москвой» – вот такую высокую оценку операции дал зам. наркома обороны генерал–майор инженерных войск М. Воробьев. Так что в Великую Отечественную войну сражались с фашистами не только речники, но и реки.
Речной транспорт сыграл выдающуюся роль и в сражении за Северную столицу. Когда в конце августа 1941 года фашистам удалось замкнуть кольцо блокады, флот Северо–Западного пароходства лишился возможности доставлять грузы в Ленинград по транзитной водной магистрали. Единственной артерией, которая связывала город со страной, оставалось Ладожское озеро. Враг нанес тяжелый урон хозяйству Северо–Западного бассейна. Был полностью выведен из строя крупнейший Новгородский водный узел. Серьезным разрушениям подверглись и другие участки бассейна. Еще до блокады города, в конце августа, Госкомобороны принял постановление «О доставке грузов в Ленинград». В нем предусмотрели первые конкретные меры по организации водных перевозок по Ладожскому озеру. Перевалочным пунктом выбрали станцию Заборье. За 15 дней военные строители проложили 200–километровую автомо-бильную дорогу с грузооборотом 2000 т в сутки, связавшую Ладогу с этой железнодорожной станцией. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и свирепые штормы, которыми славится Ладога, уже за осеннюю навигацию 1941 года речники доставили в Северную столицу около 60 тыс. т грузов, в основном продовольствия. А за навигацию 1942 года – более 790 тыс. т грузов.
Речной транспорт в годы войны активно участвовал в транспортировке грузов, крайне важных для фронта и народного хозяйства. Лес вывозили по Северной Двине и Каме, цемент и нефть по Волге. Вверх по Волге нефть шла беспрерывным потоком вплоть до того дня, когда немецкие войска сумели прорваться к берегу реки в районе Сталинграда. Коллектив Волжского речного флота по праву гордится своим вкладом в разгром фашистских полчищ.
В 1942 году речной транспорт испытывал, пожалуй, наибольшие трудности. Врагу удалось оккупировать значительную часть территории Советского Союза. В его руках оказались бассейны Днепра, Дона, Кубани. Водные пути Северо–Запада во многих местах были перерезаны противником. Ареной ожесточенных боев стала Нижняя Волга. Выход фашистских полчищ к Волге серьезно нарушил нормальную работу этой важнейшей магистрали. В течение всего периода Сталинградской битвы речники Нижневолжского пароходства, несмотря на чрезвычайно трудные условия, успешно решали две главные задачи. Они доставляли к местам боев военно–оперативные грузы, необходимые для накопления резервов с целью окружения и уничтожения группировки войск Паулюса. И непосредственно обслуживали переправы в районе Сталинграда. А также выполняли другие ответственные задания командования Сталинградского фронта. Кроме того, речники бесстрашно проводили эвакуацию населения с правого берега Волги в Заволжье. Каждые сутки через реку они переправляли до 15 тыс. человек.
Фашистам так и не удалось остановить движение судов по Волге, как они к этому ни стремились. Нефтеналивной флот вплоть до полного ледостава снабжал горючим тылы и районы непосредственно боевых действий. Для того чтобы обеспечивать всем необходимым героически сражавшуюся 62–ю армию, был мобилизован весь наличный флот, находившийся в районе Сталинградского рейда. К перевозкам привлекались и суда Волжской флотилии.
Несмотря на большие потери речного флота от вражеской авиации, мин и артиллерийских обстрелов, волжские речники, выполняя задания военного командования, вписали яркую страницу в летопись отечественного речного флота. Вот что об этом было написано в декабре 1942 года в «Правде» – центральной газете СССР: «Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград. Плечом к плечу с воинами Красной армии волжские речники вели борьбу с ненавистными немецкими оккупантами. Старые речники смело водили к Сталинграду баржи, лодки, паромы. Старики–бакенщики, которые раньше ограждали огнями мелководье, несли службу предупреждения, предупреждая суда о минах, сброшенных немецкими самолетами. Многие коллективы судов волжского флота, работая на заминированных участках, под обстрелом противника с берега, под постоянными налетами вражеской авиации, доставляли грузы в пункты назначения точно в срок, указанный военным командованием».
Еще более выразительно о мужестве и бесстрашии речников, которые они проявляли в сражении за Сталинград, отозвался Адмирал Флота Советского Союза Иван Исаков. Следует напомнить, что в 1941 и 1942 годах им пришлось плавать на судах, не имевших вооружения, что требовало от всех членов команды не только высокого профессионального мастерства, но и незаурядной выдержки и стойкости. Вот слова, сказанные об этом Исаковым: «Чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов на тихоходных и медлительных канонерках, надо было иметь какие–то особые нервы и необычное мужество». Приходится признать, что из–за отсутствия вооружения на судах речной флот нес большие потери. И в июле 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, по которому началось оснащение боевой техникой флота Волжского бассейна. До конца навигации на 105 судах появилось вооружение и возможность не только защищаться от налетов вражеской авиации, но и вступать при необходимости в схватку с врагом. Важную роль в улучшении работы речного транспорта сыграл Указ Верховного Совета СССР от 8 мая 1943 года о распространении на речной транспорт военного положения.
В третий период войны началось интенсивное освобождение всех внутренних водных путей от фашистских оккупантов. Главным направлением в работе речного транспорта в это время стали снабженческие централизованные и окружные перевозки во внутренних районах страны. Так, в навигацию 1944 года более половины снабженческих перевозок для Красной армии составило горючее, которое по Каспийскому морю и Волге доставлялось в пункты перегрузки на железнодорожный транспорт. В оперативном тылу речной флот использовался лишь в отдельных военных операциях. В частности, при освобождении Белоруссии в операциях на реках Припять и Березина, в Свирско–Петрозаводской операции на реке Свирь. Для подвоза воинских грузов частям 3–го Украинского фронта и оказания помощи Народно–освободительной армии Югославии в конце 1944 года были налажены систематические рейсы речных судов в Дунайском бассейне.
Вторая задача, которую предстояло решать речникам, это как можно скорее наладить работу на водных объектах на территориях, находившихся временно в оккупации. В целях быстрейшего восстановления движения на освобождаемых речных бассейнах еще в конце 1942 – начале 1943 года были созданы военно–восстановительные управления и отряды НКРФ. Водный транспорт в годы войны постоянно испытывал дефицит речных судов: пополнялся он с судостроительных предприятий, откуда в основном поступал мелкий флот. Он широко использовался для транспортировки грузов по малым рекам, но не мог существенно влиять на общие объемы водных перевозок. Поэтому сформированные восстановительные отряды в первую очередь занялись подъемом затонувших судов. Со дна рек им удалось извлечь более 600 самоходных судов, восстановив около 500 из них. Всего же до окончания войны было поднято более половины покоившихся под водой пароходов. Однако значительная часть потопленного фашистами флота из–за больших разрушений восстанавливать оказалось нецелесообразным. Все это, конечно, негативно сказывалось на объемах перевозок. Тем не менее речной транспорт в 1945 году, как и в предыдущие военные годы, с честью выполнил государственные задания как по доставке необходимых средств фронту, так и по транспортировке народнохозяйственных грузов.
Речной флот принимал участие в Великой Отечественной войне не только как составная часть транспортной системы страны. Сотни лучших его судов после переоборудования на судоремонтных заводах пароходств были переданы ВМФ. Причем большей частью они вошли в состав флотилий с экипажами. В ряде случаев эти суда составили основное ядро вновь сформированных флотилий. Но и оставшиеся в составе пароходств суда по–боевому выполняли задания военного командования. Героические действия речников в прифронтовой зоне приравнивались к боевым действиям фронтовиков и отмечались государственными наградами. В годы войны широкой известностью пользовались имена многих отважных речников–капитанов. Вот лишь один из эпизодов героических будней, достойный войти в летопись Великой Отечественной войны. В августе 1942 года в районе Акатовки пассажирские суда «Парижская коммуна» во главе с капитаном Л. Галашиным и «Михаил Калинин» под командованием капитана Н. Богатова после прорыва немецкого танкового корпуса на правый берег Волги остались «закупоренными» в низовье реки. Чтобы спасти и вывести из города женщин и детей, был спланирован прорыв кораблей через захваченный фашистами участок. Дерзость речников поразила даже врагов. С красными флагами на мачтах на полной скорости суда прорвались через завесу вражеского огня. Несколько человек из команд получили легкие ранения. Очаги пожаров, возникших на пароходах от зажигательных снарядов, были локализованы.
Это всего один героический эпизод из жизни речного флота. А сколько их можно привести, вспоминая ту же Сталинградскую битву, и не счесть. Вот что написал в своих военных мемуарах дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Чуйков: «Если бы не героические усилия речников Волги и Волжской военной флотилии, которые в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали 62–ю армию всем необходимым для успешного ведения боевых операций, то трудно сказать, чем бы могла закончиться битва за Сталинград. А если кратко: не было бы речников–волгарей, возможно, и 62–я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия, не выполнила бы своей боевой задачи». За проявленное мужество и героизм 98 речников были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 11 речников стали полными кавалерами ордена Славы. А всего высокие правительственные награды получили 8,5 тыс. работников речного транспорта.
С первых дней войны тысячи речников были призваны на фронт, ушли воевать добровольцами, с оружием в руках защищали Родину в различных частях Красной армии. Бывший рабочий Астраханского судоремонтного завода имени III Интернационала Николай Скоморохов, освоив профессию военного летчика, сбил в воздушных боях 48 вражеских самолетов, став дважды Героем Советского Союза. Бессмертным подвигом прославился воспитанник Казанского речного техникума Михаил Девятов, бежавший из немецкого концлагеря с группой советских воинов на захваченном вражеском самолете. 5 речников повторили на фронте подвиг Александра Матросова. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Николай Скоморохов вместе с бывшим судомехаником парохода на канале им. Москвы, ставшим в годы войны легендарным снайпером, Михаилом Буденковым принял участие в историческом Параде Победы 1945 года на Красной площади.
Многие из речников, участники войны, не дожили до 70–летия Великой Победы. Но молодое поколение должно знать и гордиться бессмертными подвигами своих отцов и дедов.
Владимир ЧИСТОВ
29.04.2015