• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

«ЭРА–ГЛОНАСС» позаботится о нас

4_s.jpgВ Москве обсудили возможности и перспективы навигационно–информационных технологий на транспорте.

4.jpgВ Центре международной торговли прошел V Международный конгресс «ЭРА–ГЛОНАСС». Он собрал более 700 ведущих участников рынка применения навигационно–информационных технологий на транспорте. Участниками конгресса стали специалисты из России, стран ЕАЭС, БРИКС и Евросоюза. Организатором мероприятия выступил федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности, единственный исполнитель работ по созданию и внедрению государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА–ГЛОНАСС» НП «ГЛОНАСС».

Взгляд с орбиты

Открывая встречу, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что сегодня в мире существуют 2,5 млрд устройств, способных принимать сигнал ГЛОНАСС. Это порядка 60% всех устройств, которые имеют отношение к навигационным системам.
Следующая информация, которой поделился вице–премьер, была обнародована впервые. Речь об орбитальной группировке. Сегодня на орбите работают 28 космических аппаратов, 24 из которых – на боевом дежурстве, 4 – в орбитальном резерве. Эти аппараты показали себя настолько надежными, что некоторые из них, выйдя за пределы расчетного ресурса, по–прежнему отлично работают. А на земле сформирован дополнительный орбитальный резерв из девяти космических аппаратов, которые готовы к использованию в любой момент.
Напомнив о том, что в настоящий момент действует запрет западных стран на поставки в Россию комплектующих, имеющих военную направленность, Дмитрий Рогозин тем не менее уверенно заявил:
– Через 1,5–2 года российская навигационная система будет полностью состоять из отечественных наработок и материалов. Российские инженеры–конструкторы нашли способ усовершенствовать отечественные технологии и разработки для создания собственных аналогов необходимой продукции. Благодаря совершенствованию вычислительных и математических моделей, применяемых в
ГЛОНАСС, точность спутникового сигнала к 2020 году будет в районе 0,6 метра. Это очень высокий показатель.
– На полигоне Донгуз под Оренбургом, где 19 сентября проводилось очередное заседание военно–промышленной комиссии Российской Федерации, было принято решение о том, что система будет передана оператору – акционерному обществу «ГЛОНАСС», которое возьмет на себя все заботы о ней. И прежде всего это коснется расширения списка коммерческих возможностей системы.
– Извлечение прибыли – одна из тех задач, которую мы ставим перед нашей орбитальной группировкой, – отметил Дмитрий Рогозин. – Навигационные услуги – это очень интересная тема. Огромный рынок, до конца еще нами не осознанный, не понятый, но осваивать его надо очень активно.
По словам Дмитрия Рогозина, следующим шагом развития и внедрения навигационных технологий в России должен стать поэтапный переход к рынку беспилотных автомобилей.
 В заключение своего выступления вице–премьер торжественно вручил двум российским компаниям – ОАО «Автоваз» и ООО «Форт–Телеком» – первые сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

За первенство в мире

– Лет десять назад, когда группировка космических аппаратов была еще неполной, мы не думали, что эта сфера будет так быстро развиваться, – сказал в своем выступлении помощник Президента России Игорь Левитин. – Поэтому отрадно, что сегодня речь идет о таких вещах, которые выводят Россию на передовые рубежи.
Как было отмечено, цель государства – ускорить внедрение доказавших свою эффективность навигационно–информационных технологий. И прежде всего на транспорте. Главный механизм – эффективное использование составных частей системы «ЭРА–ГЛОНАСС». На этом пути акционерному обществу, которому поручено быть оператором системы, предстоит не только гарантировать предоставление услуги экстренного вызова из автомобиля в соответствии с государственными стандартами качества, но и обеспечить подключение к инфраструктуре «ЭРА–ГЛОНАСС» операторов других федеральных, региональных и корпоративных систем, которые используют навигационную информацию. Важнейшей задачей компании является и формирование вокруг «ЭРА–ГЛОНАСС» кластера разработчиков, производителей и сервис–провайдеров в интересах создания новых инновационных рынков продуктов и услуг с использованием ГЛОНАСС, а также реализация программ импортозамещения и наращивание экспорта конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Говоря о роли технологий, Игорь Левитин отметил, что дороги в России год от года улучшаются. В лучшую сторону меняется и автомобильный парк. Однако количество аварий и их тяжесть не снижаются. Создание же системы «ЭРА–
ГЛОНАСС» показало, как можно эффективно использовать самые современные технологические возможности – спутниковую навигацию, информационные сервисы мобильной связи в интересах безопасности дорожного движения. Необходимо активнее развивать это инновационное направление, в том числе в целях профилактики аварийности и повышения уровня безопасности на транспорте. В первую очередь – при перевозке детей и других пассажирских перевозках.
– На выставке, организованной в рамках конгресса, мы видели фрагмент работы системы «ЭРА–ГЛОНАСС», которая предоставляет возможность ежесуточно отслеживать, к примеру, работу водителя автобуса, судить о качестве услуги, которую он оказывает при перевозке людей, – отметил Игорь Левитин.
Помощник Президента России добавил также, что расширение использования навигационных, информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего на автомобильном транспорте, развитие технологий беспилотных транспортных средств ведет к революционным изменениям всего транспортного комплекса. Это потребует от государства серьезного совершенствования законодательства и технического регулирования, разработки и внедрения новых стандартов строительства и эксплуатации автомобильных дорог, всей транспортной инфраструктуры.
– Мы должны быть к этому готовы, должны быть первыми в мире, как и в создании таких систем, как «ЭРА–ГЛОНАСС», – заключил Игорь Левитин.

Оператор как бизнес–навигатор

Характеризуя «ЭРА–ГЛОНАСС» не только как систему для спасения жизни и повышения безопасности на дорогах, но и как большой бизнес, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов отметил, что спектр сервисов, которые могут быть реализованы с использованием инфраструктуры «ЭРА–ГЛОНАСС», очень широк. В 2016 году системой будут оборудованы порядка 300 тыс. автомобилей, в 2017 году – около 1,5 млн, в 2018 году – минимум 2,5 млн машин, а дальше примерно такое же количество автомобилей будет оснащаться системой ежегодно.
– С учетом необходимости оснащения системой в соответствующие периоды автомобилей, уже находящихся в эксплуатации, к 2020 году число транспортных средств, снабженных «ЭРА–
ГЛОНАСС», составит более 40 млн единиц, – отметил Алексей Цыденов, – поэтому уже сегодня бизнесу следует выстраивать отношения с оператором системы ОАО «ГЛОНАСС».
Как было отмечено, в инфраструктуру системы входит вся территория Российской Федерации. В этом году в нее войдет и Крымский федеральный округ.
В свою очередь Андрей Недосеков, генеральный директор ОАО «ГЛОНАСС», созданного в июне 2015 года, рассказал о стратегии развития проекта системы «ЭРА–ГЛОНАСС». Подписанный Президентом России в июле текущего года закон о системе «ЭРА–ГЛОНАСС» с изменениями предусматривает наделение ОАО «ГЛОНАСС» функциями оператора системы. Согласно новым положениям основными функциями акционерного общества являются реагирование на ДТП на всей территории Российской Федерации и спасение пострадавших, а также интеграция с экстренными службами с приоритетом вызова над всеми остальными, которые проходят по сетям мобильной и фиксированной связи.
Другим важным новшеством является необходимость использования инфраструктуры «ЭРА–
ГЛОНАСС» при создании региональных государственных систем и систем, создаваемых в рамках концессионных соглашений.
Третий важный раздел, о котором сообщил докладчик, связан с правом акционерного общества использовать созданную государством инфраструктуру для оказания коммерческих услуг.
– Недавно состоялась полезная встреча с руководством компании «АвтоГАЗ», – отметил Андрей Недосеков. – Мы пришли к единому выводу: правильное использование бортового устройства может значительно повысить потребительские свойства автомобиля. Путем малозатратной доработки устройства можно будет оказывать поисковые услуги или услуги по постановке автомобиля на охрану в конкретном месте на конкретное время и многое другое. Словом, производители этого оборудования готовы предоставить нашим автопроизводителям более широкие качественные функции бортовых устройств.
Андрей Недосеков рассказал и том, как рынок навигационно–информационных технологий на транспорте, создаваемый в последние несколько лет, будет взаимодействовать со вновь созданным большим оператором.
– Мы открыты для сотрудничества, наше акционерное общество вступает в НП «ГЛОНАСС», – отметил Андрей Недосеков. – Некоммерческое партнерство сегодня имеет отличную базу для работы разных участников рынка. Эта работа и будет способствовать созданию цивилизованной рыночной инфраструктуры, которая повлияет на качественное развитие нашей радиоэлектроники, микрокомпонентной базы и приборостроения на основе отечественных разработок.
В свою очередь президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, продолжая мысль, высказанную коллегой, отметил, что новая миссия некоммерческого партнерства – это стать эффективной площадкой для развития и внедрения навигационно–информационных технологий на транспорте за счет объединения усилий и ресурсов российских участников рынка и государства. Основные направления этой работы: формирование нормативной базы и технической политики на национальном и межгосударственном уровне, взаимодействие с институтами развития, организация пилотных проектов, поддержка экспорта технологий «ГЛОНАСС».
Президент НП «ГЛОНАСС» рассказал и о тех задачах, которые партнерство предполагает решать в недалеком будущем. Основные технологические тенденции на транспорте, которые могут иметь место в ближайшие 5–10 лет, прежде всего касаются появления дополнительных услуг в автомобиле и формирования его как принципиально нового вида транспорта.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Экономический эффект – 66 миллиардов

Министр транспорта РФ Максим Соколов:

– Российская Федерация создала и эксплуатирует одну из двух действующих в настоящее время глобальных навигационных спутниковых систем – ГЛОНАСС. Именно система «ЭРА–ГЛОНАСС» призвана обеспечить широкомасштабное применение технологий ГЛОНАСС на самом массовом – автомобильном транспорте не только в Российской Федерации, но и в странах Таможенного союза. Созданные на основе системы «ЭРА–ГЛОНАСС» продукты, решения и сервисы будут иметь экспортный потенциал.
Для обеспечения функционирования системы «ЭРА–ГЛОНАСС» в 2016 году необходимо финансирование в объеме чуть больше 1 млрд руб. (1,07). При этом необходимо отметить, что объемы финансирования системы «ЭРА–ГЛОНАСС» соответствуют ее масштабу. Указанные расходы федерального бюджета в полной мере оправданы, так как эффективно функционирующая система «ЭРА–ГЛОНАСС» является важнейшим элементом транспортной безопасности, направленным на решение важной государственной социально значимой задачи – спасения человеческих жизней. По оценкам специалистов, внедрение системы «ЭРА–ГЛОНАСС» в Российской Федерации позволит спасать жизни около 4 тыс. человек ежегодно, экономический эффект от реализации проекта к 2020 году составит более 66 млрд руб.


5.11.15

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya