• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Не штрафом единым

Не штрафом единым«Зайцы» в московской подземке: ситуация не безобидная.

Не штрафом единым– Стой! Куда? Совсем совесть потерял? Возмущенный громкий голос контролера – женщины средних лет – слышен всем в вестибюле метрополитена. Как и пронзительная громкая трель свистка. Но молодой человек, только что словно заправский гимнаст на глазах у всех перепрыгнувший через турникет, не обращая на все это никакого внимания, спокойно продолжает свой путь. Никак не реагируют на увиденное нарушение и многочисленные пассажиры. Привыкли, ведь подобную картину москвичам и жителям Подмосковья, которые добираются на работу общественным транспортом, а таких – подавляющее большинство, приходится наблюдать в утренние и вечерние часы пик буквально на всех станциях столичной подземки.
 Метро давно уже стало самым массовым видом городского транспорта, его услугами ежедневно пользуются до 9 млн пассажиров. На этот скоростной транспорт приходится более 50% всех пассажирских перевозок в Москве.
Любителей проехаться в метро бесплатно предостаточно. Одни, в основном, молодые люди 20–30 лет, преодолевают контрольный барьер, перепрыгивая через турникеты, благо дело, что они не очень высокие. Другие «прилипают» к пассажирам с билетами, минуя в одной с ними связке турникет. Третьи ездят бесплатно по чужим социальным картам.
Долгие годы мы гордились московским метро, считали его лучшим в мире. Туристы из–за рубежа во время экскурсий по станциям подземки тоже не скрывали своего восхищения увиденным. Восторг у них вызывала не только архитектура и оформление вестибюлей, но и идеальная чистота, которая в любое время суток, в любую погоду поддерживалась в метро.
Увы, в последние годы многое изменилось. Кто–то образно заметил, что нынче безбилетники лезут в подземку во все щели, как тараканы в гастроном. Лавочки в вестибюлях «оккупированы» бомжами и гастарбайтерами, которые никуда не едут и не спешат, они здесь отдыхают, отогреваются в ненастную и холодную погоду. Конечно же, все они прошли на станции без билета. Зачастую их можно увидеть и в вагонах метро. Пассажиры сторонятся их, а работники подземки и полицейские никак на увиденное не реагируют. Хотя по репродукторам регулярно призывают пассажиров сообщать о бомжах и людях, проникших на станции и в вагоны в грязной одежде.
Сколько пассажиров, которых называют «зайцами», ежедневно минуют турникеты без билета? Ни в службе контроля, ни в других подразделениях столичной подземки не назовут точной цифры. Ее просто не знает никто. Да и определить ее, видимо, невозможно. А ведь помимо тех, кто прыгает через турникеты, огромное количество людей проходят по чужим и поддельным социальным картам, выдаваемым пенсионерам, студентам и школьникам Москвы и столичной области. Причем не обязательно самому заниматься подделкой проездных документов, что выполнить совсем не просто. Зато их легко можно приобрести в переходах у людей, которые занимаются подделкой профессионально, превратив это занятие в свой незаконный бизнес. По некоторым источникам, до 30% пассажиров не оплачивают проезд в метро. Конечно, на мой взгляд, это явное преувеличение. Времена, когда по сообщению прессы в Москве была разоблачена и обезврежена организация, занимавшаяся массовым изготовлением поддельных проездных документов в подпольной типографии и сбывавшая эти липовые билеты на станциях метро, продав их, по неофициальным данным, на сумму более 150 млн рублей, думается, навсегда канули в Лету. Тем не менее службой контроля Московского метрополитена в 2009 году было изъято за неправомерное использование 4256 льготных проездных билетов, 345 социальных карт москвичей и 145 – выданных жителям столичной области. В настоящее время, по словам заместителя начальника службы движения по безопасности московского метро Владимира Барнакова, контролеры на станциях возвращают к кассам или выпроваживают с территории подземки ежедневно до 4 тыс. человек, пытавшихся проникнуть в метро без билета. Но еще большее количество безбилетников разными путями все же проходит, минуя турникеты, на станционные платформы. Причем больше всего нарушений происходит на станции «Комсомольская», на которой пассажиропоток не иссякает с раннего утра и до полуночи. Кстати, сколько я ни езжу в метро, крайне редко видел, чтобы контролеры задерживали прыгунов через турникеты.
– А контролеры у турникетов и не должны задерживать безбилетников. Это не входит в их служебные обязанности, – утверждает старший инспектор службы контроля столичного метрополитена Олег Пушкин. – За каждым «зайцем» не угонишься и не остановишь. Контролеры в первую очередь должны помогать пассажирам, ведь некоторые, особенно те, кто приезжает в Москву, не умеют пользоваться турникетом. Задерживать «прыгунов» – дело полицейских, которые сейчас дежурят на всех станциях. Вообще, «прыгуны» через турникеты наносят не такой уж большой финансовый ущерб. Настоящая беда от них заключается в другом: экономя за одну поездку 28 рублей, они зачастую ломают и выводят из строя технику стоимостью в десятки тысяч рублей.
В подтверждение сказанного в пресс–службе Московского метрополитена привели такие факты: на станции «Комсомольская» установлены 43 турникета. Ежедневно по вине «зайцев» до 10 и более технических средств выходят из строя. Ремонтные бригады не успевают возвращать их в строй, пока они восстанавливают одни, безбилетники тем временем ломают другие. Замкнутый круг, и только! Конечно, было бы несправедливо утверждать, что в столичной подземке не ведется борьба с любителями прокатиться в метро за государственный счет. Более того, с лета прошлого года открылась на «зайцев» настоящая охота, их «окружают» буквально со всех сторон. Совершенствуется конструкция турникетов. На ряде станций, в частности, «Мякинино», «Митино», «Волоколамская», на ветке от «Серпуховской» до «Пражской» уже смонтированы и задействованы турникеты с высокими стеклянными дверьми, преодолеть которые по силам разве что рекордсменам по прыжкам в высоту. До конца года подобные преграды для «зайцев» появятся на станциях «Площадь революции», «Крылатское», «Молодежная». А также на станциях «Киевская», «Смоленская» и «Курская» Арбатско–Покровской линии. Работники подземки очень надеются на то, что эффективной мерой борьбы с прыгунами станет принятое правительством Москвы решение о значительном увеличении штрафа за нарушения со ста до тысячи рублей. В июне прошлого года во время проведения месячника по обеспечению безопасности в подземке на 65 самых загруженных станциях был организован массовый рейд по охоте на «зайцев», к которому кроме сотрудников службы контроля привлекли работников технических служб метрополитена, ведомственную полицию и бойцов ЧОПа, народных дружинников. В нынешнем году подобные рейды проходят уже регулярно.
Еще в 2005 году в управлении был открыт Ситуационный центр, объединивший в создаваемую единую сеть системы теленаблюдения, тревожных кнопок и диспетчерских кнопок. Он с каждым годом оснащается все более современной видеотехникой. Начали привлекать «зайцев», и прежде всего тех, кто ездит в метро по чужим или подложным документам, к уголовной ответственности.
Этому была посвящена специальная пресс–конференция, на которой перед журналистами выступила юрисконсульт юридического отдела Московского метрополитена Надия Самарханова.
 – С января текущего года по август нами были направлены в судебные городские органы 10 дел на пассажиров, пользовавшихся незаконно приобретенными льготными картами студентов и школьников. Речь идет о нарушителях, совершивших по этим проездным документам несколько сотен, а то и тысяч поездок. Мировыми судьями по всем представленным делам вынесены 10 приговоров по статье 165 Уголовного кодекса РФ – «Причинение существенного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Разоблаченные нарушители полностью возместили нанесенный метрополитену ущерб на сумму 121 тыс. рублей. Кроме того, каждый дополнительно был оштрафован на сумму от 3 до 10 тыс. рублей в зависимости от «тяжести» злоупотреблений, – вот с такой информации начала Надия Самарханова разговор на пресс–конференции.
 Привела она и несколько конкретных примеров. Так, 1 августа на станции «Отрадное» Серпуховской линии со студенческой картой была задержана 23–летняя москвичка Оксана Мазикина. Выяснилось, что 15 марта прошлого года она предоставила на свое имя поддельную заявку из столичного вуза. И с 1 апреля по август текущего года нарушительница совершила 661 незаконный проход в метро. Мировым судьей она была привлечена к уголовной ответственности. По решению суда ей пришлось возместить причиненный ущерб на сумму 12 681 рубль и заплатить дополнительно 5 тыс. рублей штрафа. При определении наказания суд учел, что Мазикина признала свою вину, искренно раскаялась, добровольно возместила ущерб. И что прежде уголовных нарушений она не допускала. 14 июля на станции «Южная» был уличен при проходе через турникет по поддельной карте студента 25–летний москвич Анатолий Моисеев. Незаконным документом он почти за полтора года воспользовался 968 раз, нанеся ущерб на сумму 24 265 рублей. Эти деньги ему также пришлось метрополитену возвратить. Все 10 нарушителей закона оказались молодыми людьми в возрасте от 23 до 30 лет, большинство с высшим образованием. Как же у них оказались карты студентов? Украли у законных владельцев?
– Не один из привлеченных в этом году к уголовной ответственности кражами документов не занимался, – сказала Надия Самарханова. – Раздобыть бланк учебного заведения при желании не сложно, как и подделать подпись. Сложнее подделать печать, но и это для мошенников, оказывается, не проблема. Иногда им в этом помогают, конечно, не безвозмездно, нечистые на руку сотрудники вузов.
Журналистов интересовало, а как же удалось задержать нарушителей, ведь турникеты не сигнализируют, кто проходит через него – законопослушный гражданин или мошенник. Секрет раскрыл старший дознаватель 8–го отделения полиции УВД на Московском метрополитене Сергей Осипов, который и направил в суды все эти 10 дел на задержанных нарушителей. Нам предоставили возможность побеседовать с ним в Ситуационном центре метро, в котором можно в любое время суток наглядно увидеть на больших теле-экранах и оценить конкретную ситуацию с пропуском пассажиров на любой станции столичной подземки. Со всеми контролерами поддерживается отсюда постоянная телефонная связь.
– Каждые полгода мы направляем в столичные вузы на сверку списки студентов, подавших заявки на получение именной карты – льготного проездного документа. Такие сверки позволяют выявить фамилии пассажиров, получивших карту незаконно. В этом году у нас на подозрении оказались 10 высших учебных заведений. «Черный список» возглавил Московский государственный открытый университет. Полиция ведет за злостными нарушителями слежку. Оперативники знают про них практически все, каким маршрутом они ездят на работу, каким возвращаются домой. Так что поймать их за руку на месте преступления, то есть на станции метро, как правило, труда не составляет. Хочу заметить, что одни нарушают закон сознательно, но большинство «зайцев» не знает, что их могут привлечь к уголовной ответственности. Однако незнание не освобождает от наказания.
На первый взгляд, злоумышленники понесли не столь уж суровое наказание, отделались, можно сказать, легким испугом. Но и такое уголовное наказание не столь безобидное, как может кому–то показаться.
– Судимость влечет и общественно–социальные последствия, это «черная метка» на всю жизнь, – пояснила юрисконсульт. – И не только для нарушителя закона, а и для его близких родственников. Судимость не позволяет, например, занимать должности в силовых структурах, в том числе и детям уголовника, руководящие посты.
– Десять уголовных дел для столичной подземки, когда она ежедневно перевозит миллионы пассажиров, это же капля даже не в море, а в океане, – задал я вопрос Сергею Осипову.
– К уголовной ответственности мы можем привлечь нарушителя, если он нанес ущерб метрополитену на сумму более тысячи рублей. Большинство же «зайцев» мы вылавливаем раньше, когда они не успели еще совершить сотни поездок. У таких нарушителей мы отбираем поддельные документы и штрафуем их. А штраф сейчас внушительно бьет по карману. Кроме того, учтите и психологический эффект. К уголовной ответственности мы стали привлекать злоумышленников в прошлом году. Тогда за 8 месяцев были осуждены 20, а в нынешнем году за тот же период – всего 10 человек, так что положительный результат налицо.
Любопытно, что среди пассажиров, привлеченных к ответственности, не оказалось ни одного, кто незаконно пользуется социальной картой пенсионеров. А ведь не секрет, что многие пожилые люди передают свои льготные документы близким родственникам.
– Пассажиров с социальными картами пенсионеров ежедневно задерживаем не меньше, а даже больше, чем с картами студентов. Но они, как правило, заявляют, что воспользовались ею лишь в первый раз. В отличие от поддельного документа, разоблачить их во лжи возможности не предоставляется. Приходится отбирать у них карты, а за нарушение закона им грозит лишь штраф до 1000 рублей. Кстати, теперь конфискованные у нарушителей карты передаются в отделы социальной защиты по месту жительства пенсионеров. Там уже на заседании комиссии решают, вернуть карту пенсионеру или лишить его положенных по ней льгот. А вообще хочу сказать, что с начала этого года к административной ответственности уже были привлечены более 6300 пассажиров, в пользу метрополитена с них взыскано свыше 5 млн рублей. Тогда как за весь прошлый год оштрафовали 2009 человек на общую сумму всего в 87 тыс. рублей, – прояснил ситуацию Сергей Осипов.
При подведении итогов пресс–конференции в управлении Московского метрополитена нас заверили, что принимаемые меры по борьбе с «зайцами» на транспорте уже дают заметный положительный результат. Этот оптимистический вывод вызвал у журналистов сомнения. Да, борьба с безбилетниками, и не только в подземке, в этом году заметно оживилась. На нашем Горьковском направлении в пригородных электричках едва ли не каждый рейс сопровождают бригады контролеров, нередко вместе с транспортной полицией. На Курском вокзале столицы в часы пик у каждого турникета дежурят по два контролера. Как и на моей станции Железнодорожная. А безбилетников в электропоездах не уменьшается, в чем убеждаешься, наблюдая, сколько пассажиров самого разного возраста на каждой станции совершают, рискуя жизнью, кроссы по платформе, стараясь «перехитрить» контролеров. Да и сами контролеры не безгрешны, не стесняясь, берут мзду с пассажиров. Создается впечатление, что на их зарплату уходит больше средств, чем транспорт получает выгоды от взимаемых штрафов с безбилетников.
Уже после пресс–конференции я разговорился на эту тему со своим давним знакомым Виктором Овчинниковым.
– А чему удивляться? – сказал он. – За поездку в оба конца на электричке от нашего города Железнодорожный до Курского вокзала выложи сотню рублей, в метро еще 56. А если еще до работы приходится на автобусе или трамвае добираться, две сотни наберется. В месяц, выходит, из семейного бюджета вычти до 6 тыс. рублей. Тарифы на жилье и коммунальные услуги тоже все растут. А ведь у большинства тех, кто не на коммерческих, а на государственных предприятиях работает, зарплата не превышает 15 тыс. рублей. Вот и вынуждены они экономить на всем, в том числе и на покупке билета на транспорт. А тут еще штрафы за безбилетный проезд решили увеличить в десятки раз!
– Но ведь в Англии или во Франции «зайцев» еще более сурово штрафуют, – возразил я ему.
– Сколько лет мы все пытаемся догнать и перегнать Америку. Пока перегнали ее в тарифах на важнейшие для жизни виды услуг да в росте цен на многие товары и продукты. А вот в зарплате почему–то далеко отстали, – махнул он в ответ рукой.
Так где же выход из создавшейся ситуации?
– Выход есть! Тарифы на транспорт должны быть приемлемыми для бюджета большинства граждан. Люди с приличным достатком на общественном транспорте не ездят. В советские времена безбилетников были единицы, сейчас едва ли не половина пассажиров. Говорят, тарифы не будут повышаться до июля 2012 года, за исключением… транспорта. А с каждым повышением цены за проезд число «зайцев» сразу резко возрастает. И никакие преграды их не остановят, – считает мой собеседник.
И такого же мнения придерживается далеко не он один. Так на чьей стороне сермяжная правда? Наверное, как всегда, она находится где–то посередине.

Владимир ЧИСТОВ

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya