• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Исчезнет вовсе книжный червь?

Исчезнет вовсе книжный червь?Почему вузовские библиотеки переводят часть книжного фонда
на электронные носители,
а студенты все реже посещают читальные залы.

Исчезнет вовсе книжный червь?Первокурснику Андрею университетские занятия кажутся долгими и скучными. После пар ему не терпится прибежать домой и, наспех перекусив, поскорее плюхнуться в кресло перед компьютером. Посидеть в социальной сети, поиграть в «новую стратегию», посмотреть только что вышедший блокбастер. И так проторчать за монитором до глубокой ночи. На все остальное Андрей бессовестно «забивает» и привычно отмахивается от справедливой критики родителей. Стоит ли удивляться, если наш празднолюбивый и беспечный герой вдруг «завалится» на первой же грядущей сессии?
Между тем у таких студентов, как Андрей, бездумно расточающих драгоценные часы на интернет–развлечения, игры и виртуальное общение, формируется сильнейшая психологическая зависимость от компьютеров и телефонов (с современных моделей можно выходить в сеть, сидя прямо на паре). И все это крайне неблагоприятно сказывается на учебном процессе.
Впрочем, для вдумчивых и успешных студентов Интернет был и остается добрым помощником. Ведь при разумном подходе именно Всемирная паутина и онлайн–библиотеки позволяют продвинутому пользователю ориентироваться в потоке информации и экономить время. В этом отношении модернизация, перевод университетских библиотек в электронный вид – важнейшая для нашей страны задача. Уже сейчас во многих транспортных вузах России для сотрудников, студентов и преподавателей открыт доступ к электронно–библиотечным системам. Это только первые шаги, сделать предстоит еще очень многое.
– Студенты стали реже посещать читальные залы, – с сожалением констатирует директор Научно–технической библиотеки Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) Евгений Думбровский. – Все же когда листаешь книгу, то испытываешь другие ощущения, – уверен он.
Что скрывать, вместо посещения библиотеки студенты предпочитают просиживать в Интернете. А виртуальное пространство на сегодняшний день – это одна гигантская информационно–развлекательная свалка. Несколько щелчков компьютерной мыши – и молодой человек рискует надолго затеряться в соблазнах увеселительного и бессодержательного контента, по лени и наивности принеся в угоду развлечениям все свое свободное время. А его можно и нужно посвящать успешной учебе. Психологи уже давно бьют тревогу: у целого поколения современных молодых людей сформировалось «клиповое» видеомышление. То есть изменился сам способ восприятия информации, и некоторые студенты отвыкли вдумчиво читать книги. Им проще получать данные урывками, импульсами.
Своеобразным видом досуга у молодежи стало бессмысленное просиживание в социальных сетях. Здесь можно сколько угодно обмениваться «прикольными» шутками, видео–роликами, фотографиями, находить друзей и единомышленников, не выходя из дома. Все это, может быть, и хорошо, если бы не отвлекало студентов от главного – учебы.
По словам Евгения Думбровского, студентов нужно срочно возвращать в читальные залы! МИИТ располагает для этого всеми необходимыми условиями. Библиотечный фонд вуза и его филиалов насчитывает около 4,5 млн экземпляров изданий. Книжный фонд, сосредоточенный в стенах только столичных библиотек МИИТа, превышает 2 млн экземпляров. При этом особенность московского вуза такова, что библиотека есть в каждом институтском корпусе на территории университета – а это ни много ни мало 8 библиотек. С одной стороны, есть в этом свои плюсы. К примеру, учебная литература в библиотеках, расположенных в разных корпусах, в силу различий в специализациях отличается («пересечения» есть только на начальных курсах, когда студенты изучают общеобразовательные дисциплины), и поэтому за ее получением выстраивается меньше очередей. Но, с другой стороны, бывает и так, что в одной библиотеке нужная литература заканчивается – и книги приходится буквально переносить из другой. А библиотекарский коллектив в МИИТе в основном женский.
К слову, мировая практика направлена на то, чтобы унифицировать процесс выдачи литературы. И, конечно, с экономической точки зрения было бы удобнее создать единое информационное хранилище. Отдельно приспособленное здание не усложняло бы процесс управления библиотечным комплексом. Однако на его строительство опять же нужны немалые средства.
Устаревающая учебная литература – общая для всех вузов проблема. Есть ряд специальностей (к примеру, мостостроение и тоннелестроение), по которым книги не переиздаются вовсе. На недавней встрече министра транспорта РФ Игоря Левитина со студентами – делегатами Всероссийского студенческого форума замминистра Андрей Недосеков обратил внимание на эту тревожную тенденцию. По его словам, необходимо решать проблему комплексно. В частности, Андрей Недосеков предлагает привлекать к написанию и изданию книг бизнес и крупные компании, заинтересованные в подготовке специалистов высокого уровня.
Как бы то ни было, университетским библиотекам пока очень непросто укладываться в тот скромный бюджет, который выделяется государством на покупку новых учебных изданий. Ведь не секрет, что себестоимость таких книг довольно высока – это обусловливается невысоким спросом и небольшими тиражами по сравнению, например, с развлекательными и бульварными романами. Однако научно–техническая библиотека МИИТа «изворачивается» и пополняет свои книжные фонды не только за счет денег, выделяемых государством, но и за счет самостоятельно заработанных средств. И это, безусловно, положительный опыт.
Но именно доступность книг в электронном виде позволит сэкономить немалые деньги. Судите сами, одно дело – закупать большое количество экземпляров одного вида учебной литературы по заказам кафедр, другое – действовать по принципу не количества, а качества. То есть приобретать разнотипные издания и переводить их в электронный формат, делая доступными для многих.
Полезные нововведения сберегают время и деньги. Например, МИИТу удалось сэкономить на времени выдачи литературы. Сегодня процесс ее получения практически полностью автоматизирован. Работники библиотеки избавились от устаревающих бумажных технологий. На смену им пришел электронный читательский билет.
Можно воспользоваться компьютерами и в электронном читальном зале МИИТа: на 64 посадочных места приходится 32 автоматизированных. И все–таки гордость библиотек МИИТа – это собственный электронный библиотечный портал и система, позволяющая любому пользователю дистанционно изучать специализированную литературу. Наличие высокопроизводительных сканеров позволяет обрабатывать большие объемы литературы. Электронно–библиотечная система (ЭБС) МИИТа была запущена двенадцать лет назад и продолжает развиваться.
В этом году ЭБС «Университетская библиотека онлайн» была впервые опробована и Уральским государственным университетом путей сообщения. По мнению директора библиотеки УрГУПСа Татьяны Кураченковой, эффективность электронных ресурсов и технологий, используемых в образовательном процессе, зависит от компьютерной грамотности студента и преподавателя, уровня информационных и коммуникационных технологий, формирующих образовательную среду университета. Причем ЭБС предлагает нам не только книги. К примеру, в «Университетской библиотеке онлайн» есть небольшое количество аудиокниг и мультимедийных материалов. Точно так же, как в вузовской библиотеке, в ЭБС есть система классификации: слева на сайте расположены используемые рубрики – каталоги книг по разделам, издательские коллекции, вузовские курсы, конспекты лекций. Для продвинутых пользователей это очень удобно.
Имеют свои собственные электронные библиотеки и другие транспортные вузы. Так, в Новосибирской государственной академии водного транспорта (НГАВТе) доступ к ресурсу представлен электронными версиями печатных учебных изданий по четырем тематикам: «Математика», «Физика», «Теоретическая механика», «Инженерные науки». Правда, воспользоваться литературой можно только с университетских компьютеров.
Как известно, вопрос соблюдения авторских прав является серьезной преградой на пути создания доступных электронных библиотек. Поэтому на сайте электронной библиотеки МИИТа можно скачивать только книги, изданные самим вузом. Как решить эту проблему? Выход один – разделить художественную и научно–техническую литературу. Последняя, повторимся, издается в гораздо меньших объемах.
В библиотеке МИИТа, Санкт–Петербургского государственного университета водных коммуникаций и многих других крупных вузов страны используется система «ИРБИС», которая представляет собой типовое интегрированное решение в области автоматизации библиотечных технологий. Цены на такое программное обеспечение существенно разнятся, и если полный пакет отечественной разработки ЭБС «ИРБИС» обойдется в 10 тыс. долларов, то зарубежная программа будет стоить в десять раз дороже. По словам директора Научно–технической библиотеки Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) Евгения Думбровского, недостатки отечественной программы начали проявляться тогда, когда был преодолен рубеж в 35 тыс. электронных экземпляров. В итоге система зависла полностью, и студенты вуза помогали переписывать программное обеспечение. Наверное, создание единой электронной библиотеки для всех транспортных вузов в этих условиях покажется слишком утопическим проектом. Но на самом деле для реализации единой системы не обязательно в корне «ломать» весь существующий уклад: объединить электронные библиотеки разных вузов поможет общая программная платформа. Кто знает, какой будет библиотека будущего, но бумажные книги никогда не исчезнут.
Поэтому напоследок дельный совет для студентов: старайтесь в срок возвращать учебную и художественную литературу в библиотеку. В МИИТе за просроченные книги взыскивают по всей строгости: казалось бы, рубль за одни просроченные сутки – сумма смехотворная. Но, как оказалось, есть в вузе и злостные неплательщики с долгами в несколько десятков тысяч рублей. Рекордсменом стал студент, задолжавший более 60 тыс. рублей. В случае неплатежеспособности молодого человека могут «приговорить» к работе на пользу родной библиотеки. По словам Евгения Думбровского, на первых порах случались настоящие скандалы, в которые, бывало, вмешивались влиятельные родственники «непростых» студентов. Но нескольких показательных судебных прецедентов оказалось достаточно для водворения дисциплины.
Кстати, средняя зарплата работника библиотеки в МИИТе – около 30 тыс. рублей. Это неплохая подработка для студентов, причем сотрудников всегда остро не хватает. Скажем, студентка Гуманитарного института МИИТа Анна Умнова при мне устраивалась в библиотеку на временную подработку. Как выяснилось, даже за четырехчасовую ежедневную работу по будням она сумеет заработать не менее 10–12 тыс. рублей.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

29.12.2011

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya