• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Бактерия под колпаком

Бактерия под колпакомПо 400 тысяч рублей на дальнейшую разработку и внедрение
своих инновационных проектов получили шестеро студентов
и аспирантов МИИТа.

Бактерия под колпаком«Приручить» энергию солнечного зайчика, защитить пассажиров общественного транспорта от болезнетворных вирусов и бактерий или внедрить хитроумную модель сосулькосбивателя предлагают студенты МИИТа. Такое ощущение, что их творческий и научный потенциал неисчерпаем. Но автору идеи вдвойне приятно, если она не просто удостаивается высокой оценки специалистов, но и находит существенную финансовую поддержку. По 400 тысяч рублей на дальнейшую разработку и внедрение своих инновационных проектов получили шестеро студентов и аспирантов МИИТа, став победителями первого этапа конкурсного отбора программы «УМНИК–2013», проводимого по инициативе государственной некоммерческой организации «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере».

Невидимые «пассажиры»

Знаете ли вы, сколько различных болезнетворных бактерий и вирусов можно обнаружить в салоне переполненного автобуса или плацкартном железнодорожном вагоне? Концентрация их зачастую превышает допустимые санитарные нормы. Не секрет, что пассажирский транспорт может быть настоящим рассадником всевозможных заболеваний. Тот, кто хоть раз ездил в отечественном плацкартном вагоне, представляет, в каких условиях порой едут люди душным летом или холодной зимой. Пассажирам, находящимся в тесном пространстве, приходится мириться с просачивающимися отовсюду «ароматами». Этот «коктейль» из запахов не поддается никакому описанию: пахнет одновременно взятой в дорогу едой, чужими взопревшими носками, туалетом, отработанным топливом и пылью старых матрасов. Дополняют палитру острых ощущений вечно неработающие кондиционеры и заклинившие форточки окон.
В тесноте плацкартного вагона невольно подозрительно вздрагиваешь от каждого соседского чиха. Хорошо еще, что о терактах с использованием бактериологического оружия (не дай бог, конечно!) мы знаем только по голливудским кинофильмам. К сожалению, серьезных исследований в области бактериологической безопасности пассажиров на объектах транспорта в нашей стране не проводилось. Заняться изучением патогенной микрофлоры, столь комфортно обосновавшейся в общественном транспорте, и решил учащийся саратовского лицея–интерната № 6 ОАО «РЖД» Михаил Медведев. Поддержку в этом ему оказали сотрудники местного медицинского университета.
Идея пришла в голову пару лет назад. Михаил сколотил команду единомышленников. Пытливые школьники быстро научились делать заборы проб воздуха на микробиологические загрязнения в салонах автобусов и  пригородных электричках. Использовали для этого специальную лабораторную посуду, так называемые чашки Петри, самостоятельно готовили стерильный физраствор, вместе со специалистами подолгу изучали материал под микроскопом. Первые результаты шокировали. К примеру, в одной из проб были выявлены бактерии, вызывающие дерматомикозы у людей с ослабленным иммунитетом, нашли и многие другие вредоносные микроорганизмы. Проще говоря, схватился ты за поручень транспортного средства – и неприятную кожную болячку себе заработал. Вдохнул глоток зараженного спертого воздуха – вот тебе ангина или грипп.
Выращивать бактерии и наблюдать за их поведением молодые люди стали на лабораторной базе Саратовского медицинского университета. Активно помогала в этом мама Михаила – она по профессии медработник. Конечно, первые опыты порой грешили всевозможными накладками. Однако исследования уже на том этапе заинтересовали специалистов. А потом были победы на различных региональных научных конкурсах. В местный медицинский университет Михаилу Медведеву предложили поступать без экзаменов. Но он решил продолжить учебу в столице. Поступил в Институт пути, строительства и сооружений Московского госуниверситета путей сообщения. Свое увлечение научными исследованиями он, к счастью, не оставил.
Обнаружить вредоносных бактерий в пассажирском транспорте – полдела. Важнее другое – научиться с ними бороться. И вот уже рождаются на бумаге схемы, сложные математические расчеты... В этом году Михаил стал участником молодежного научно–инновационного конкурса «УМНИК». На суд экспертного совета он, единственный первокурсник на конкурсе, с гордостью представил свою разработку – проект устройства для очистки закрытых помещений от микробиологических загрязнений. Принцип его работы достаточно прост, а отдельные компоненты недороги и вполне доступны. Прибор состоит из двух бактерицидных ламп, которые крепятся на специальную сетку и устанавливаются перед обычным кондиционером, таким образом абсорбируя болезнетворные микроорганизмы и очищая циркулирующий в помещении воздух. Михаил рассчитал, как сделать прибор негабаритным, придумал, как аккуратно его подключить к кондиционеру, не нарушая конструкции последнего.
А вообще у Миши,  сдавшего недавно очередную сессию на одни «пятерки», есть и другие увлечения. Например, он кандидат в мастера спорта по армейскому рукопашному бою. Любит заниматься живописью, музицировать. Остается еще время на работу и личную жизнь. Как студент ухитряется выкраивать время на занятия наукой в комнате родного общежития, где помимо него проживают еще 5 студентов, остается загадкой.
И хотя научная работа первокурсника и в этот раз удостоилась всяческих похвал, к сожалению, одержать победу в конкурсе «УМНИК» на первом этапе не удалось. Однако по условиям конкурса те студенты, чьи проекты не получили гранта, могут, усовершенствовав и доработав свою работу, выступить с ней осенью во втором туре. Конечно, Михаил решил не сдаваться. По словам студента, пока не хватает ему глубинных знаний в области медицины, химии и биологии. Не помешала бы студенту и помощь специалистов, предприятий транспорта, заинтересованных во внедрении подобного устройства. Представляете, насколько такой прибор мог бы обезопасить жизнь и сохранить здоровье пассажиров поезда или автобуса?!

Искать инвестора

Цель программы «УМНИК» – финансовая помощь молодым ученым, работающим над инновационными проектами, отвечающими таким критериям, как актуальность, новизна и полезность. В этот раз свои проекты представили более 20 студентов МИИТа. Но победили только шесть из них. По регламенту конкурса, авторы лучших работ становятся обладателями грантов в размере 400 тысяч рублей, выплачиваемых в первые два года. Эти деньги дадут начинающим ученым возможность воплотить свои разработки в жизнь. Темы, представленные участниками конкурса, самые разнообразные и касаются не только транспортной отрасли: очистка асфальтовых покрытий, удаление сосулек с крыш, внедрение различных интернет–проектов, разработки в сфере железнодорожного транспорта.
В этом году заместитель начальника отдела инновационного развития, аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа Василий Котуранов принял участие в конкурсе уже в четвертый раз. Несмотря на то что предыдущие проекты не получали финансирования, Василий продолжал научную работу, верил в себя и добился успеха. «Разработка математической модели изотопической решетки» – так звучит тема представленного им в этом году проекта, в основу которого легла разработка устройства, собирающего солнечную энергию. Справедливости ради надо отметить, что над изобретением трудится не один Василий, а коллектив из четырех амбициозных молодых людей. В основе разработки лежит новый метод создания композиционных материалов, а также изобретение экономичных солнечных батарей. По предварительным оценкам специалистов, такое изобретение способно дать в три раза больше энергии по сравнению с существующими аналогами. В более тонкие подробности Василий вдаваться не стал – разработка пока не запатентована.
А вот аспирант кафедры «Путевые строительные машины и робототехнические комплексы» Института транспортной техники и систем управления МИИТа Алексей Мишин придумал, как защитить башенные краны от опрокидывания при эксплуатации. Уже который год занимается Алексей данной разработкой. Участвовал с этой темой в конкурсе и прошлой осенью, но победить удалось только со второй попытки. По словам Алексея, ему уже удалось создать компьютерную модель устройства. В планах – проверка его работоспособности на реальном башенном кране. Учебу в аспирантуре Алексей совмещает с преподавательской деятельностью.
Четверокурсница Института транспортной техники и систем управления МИИТа Дарья Чудова – единственная девушка, ставшая победительницей конкурса «УМНИК» в этом году. Тема ее проекта – «Трансформатор новой технологии». Работа над созданием новых трансформаторов ведется в МИИТе уже давно. По словам Дарьи, сейчас создано несколько образцов трансформаторов и проводятся их испытания. Значительно улучшить КПД устройства удастся, в частности, за счет изменения топологии магнитного поля трансформатора. Идея студентки заинтересовала потенциальных заказчиков.
Как видим, работы студентов, представленные на конкурс в этом году, по праву заслужили высокой оценки его экспертного совета, в состав которого, между прочим, вошли авторитетные ученые, представители Агентства стратегических инициатив, учрежденного Правительством РФ, специалисты транспортной отрасли. Немаловажен тот факт, что наиболее актуальные молодежные проекты сразу находят хоть небольшую, но реальную финансовую поддержку. Кроме того, «УМНИК» – перспективный конкурс. Это лишь первая ступенька, поднявшись на которую, студенты могут организовывать малые предприятия, открывать свои счета в банке.
– Мы только начинаем набирать обороты, – отметил начальник отдела инновационного развития МИИТа Дмитрий Чесноков. – Не всегда студентам хватает необходимых компетенций в области инновационной деятельности. Исправить ситуацию можно, включив в учебную программу отдельные дисциплины: например, касающиеся защиты интеллектуальной собственности, организации научно–исследовательских, опытно–конструкторских работ и т. д.
По словам Дмитрия Чеснокова, современные реалии таковы, что студенческие научные проекты непременно должны быть востребованы. А это значит, что они должны находить поддержку со стороны инвесторов и потенциальных заказчиков, привлечь которых – задача не из легких.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

11.07.2013

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya