На вопросы, возникающие при прохождении техосмотра и постановке автомобиля на учет по новым правилам, на совещании Законодательного собрания Приморского края ответил главный милиционер Приморья Андрей НИКОЛАЕВ.
Кто часто ездит по железной дороге, привык к проверкам, которые милиция проводит и на вокзалах, и на перроне, и в поездах, и относится к ним спокойно. За 35 лет журналистской работы я исколесил российские просторы вдоль и поперек. Так что о криминальной обстановке на транспорте знал не понаслышке. К счастью, как говорится, бог миловал, и ни разу в поездах я не подвергался нападению хулиганов, да и с ворами напрямую не сталкивался. Но о ЧП, случавшихся в пути следования, слышал немало историй и от своих попутчиков, и от проводниц, и от самих сотрудников милиции. Поэтому на предложение поучаствовать в рейде на Казанском вокзале согласился охотно.
А рейд, судя по всему, предстоял особый. Не случайно в нем принял участие заместитель начальника Центра кинологической службы Александр Пономарев. В первом же зале, с которого патрульный наряд начал проверку, в спортивной сумке одного из пассажиров было обнаружено взрывчатое вещество. Поразило, с каким хладнокровием вел себя этот молодой человек. Неужели был уверен, что служебной собаке не удастся обнаружить достаточно незначительную дозу взрывоопасного вещества?
Ну а всеобщим любимцем во время рейда–проверки стал симпатичный лабрадор, которого подготовила к служебной работе младший инспектор кинологической службы Елена Кириллова. В одном из залов вокзала он выявил пассажирку, попытавшуюся перевезти с собой наркотики. И, кроме того, обнаружил наркотический порошок в одной из сумок в камере хранения вокзала.
Теперь открою читателям секрет. Рейд этот был учебным, а для двух служебных собак очередной тренировкой. И свой экзамен четвероногие сдали на «отлично». «Преступники» оказались подставными лицами. Но ведь пассажиры об этом ничего не знали. И явно волновались, когда их попросили быть понятыми и подписать протоколы о выявленных нарушителях. Надо сказать, что настоящие проверки проводятся не только на Казанском, но и на всех без исключения столичных вокзалах, как правило, ежесуточно. И чаще всего в часы пик. И нередко при этом задерживают действительно опасных преступников.
Открою и второй секрет: на Казанский вокзал журналисты отравились из здания Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России сразу после состоявшегося там брифинга. На этот раз начальник департамента генерал–лейтенант Вячеслав Захаренков проинформировал журналистов об итогах работы транспортной милиции за минувшие девять месяцев текущего года и о том, насколько успешно удалось обеспечить безопасность детей и школьников за время летней оздоровительной и курортной кампании. Согласно официальным данным за отчетный период общее количество преступлений на объектах транспорта снизилось на 7,2%, на 26,2% уменьшились кражи, в том числе грузов – на 17%, цветных металлов – на 43,7%, то есть почти в два раза. Спокойнее и безопаснее стали чувствовать себя пассажиры в пути следования. Сократились на 7,1% преступления, связанные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью граждан. Меньше зарегистрировано фактов грабежей, разбоев, хулиганства. Сотрудники транспортной милиции пред-отвратили около 30 тыс. преступлений экономической направленности. Это половина от общего числа зарегистрированных с начала года в транспортной сфере, благодаря чему государству возмещено материального ущерба на 818,5 млн рублей.
В летний период под охраной органов внутренних дел на транспорте находились более 6 тыс. поездов. Сотрудники милиции сопровождали их на протяжении всего пути от Дальнего Востока и Сибири, Мурманска и Калиниграда до Черноморского побережья. Был обеспечен безопасный проезд по железным дорогам более 748 тыс. детей. Кроме того, 18,5 тыс. подростков доставили в оздоровительные лагеря и в курортные зоны Краснодарского и Ставропольского краев на самолетах. В операции «Курортный сезон» приняли непосредственное участие до 9 тыс. сотрудников транспортной милиции.
Успешные итоги работы в период летних школьных каникул, да и всего курортного сезона руководители департамента объясняют тем, что уже не первый год они работают в тесном контакте со всеми заинтересованными в этом ведомствами. Так, нынешним летом в мероприятиях, направленных на предупреждение и раскрытие преступлений и правонарушений, угрожающих безопасности движения, приняли участие 2,7 тыс. сотрудников транспортной милиции и территориальных ОВД, более 250 представителей ОАО «РЖД», около 1000 работников ведомственной охраны и частных охранных предприятий.
В этом году вступила в силу разработанная совместно с Минтрансом России инструкция по организации работы нарядов транспортной милиции, локомотивных и поездных бригад для обеспечения правопорядка в пассажирских экспрессах дальнего следования и в пригородном сообщении. Совместные усилия позволяют оздоровить обстановку в пути следования, а пассажирам чувствовать себя более защищенными от бесчинств хулиганов и нарушителей порядка.
Подвоя итоги работы за отчетный период, начальник департамента констатировал, что комплекс мероприятий, проводимых транспортной милицией, позволил сохранить в текущем году стабильную оперативную обстановку на объектах транспорта, обеспечить высокий уровень безопасности транспортной отрасли и пассажиров от преступных посягательств.
А вот с этим утверждением вряд ли можно до конца согласиться. Если даже и признать, что оперативная обстановка за последние годы в целом стабилизировалась, то стабилизировалась она пока далеко не на том уровне, который бы удовлетворил пассажиров, железнодорожников, речников, моряков и летчиков, да, уверен, и самих сотрудников правоохранительных органов. Разве можно быть спокойным, зная, что с начала года на объектах транспорта уже зарегистрировано более 63 тыс. преступлений, из них свыше 16 тыс. относящихся к категории тяжких и особо тяжких?! А можно ли мириться с тем, что совершено 11,6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
По–прежнему железнодорожный транспорт несет немалые убытки из–за бросания камней и битья стекол в поездах и электричках, наложения посторонних предметов на рельсы, что создает серьезные угрозы безопасности движения, порчи подвижного состава, демонтажа средств связи и сигнализации. Только в третьей декаде сентября зарегистрировано 65 случаев вандализма в подвижном составе.
И все же после участия в брифинге и посещения Казанского вокзала у меня, и, думаю, не только у меня, сложилось твердое мнение, что совершить преступление на транспортных объектах и избежать ответственности за содеянное становится все сложнее. Так, на железнодорожном транспорте внедрены 460 систем видеонаблюдения, а это более 10 тыс. видеокамер, установленных в помещениях вокзалов, парках отстоя подвижного состава, в тоннелях и на железнодорожных мостах. Пригородные поезда оснащаются системами видеонаблюдения «Видеолок». Например, в Краснодарском отделении Северо–Кавказской магистрали из 29 составов в 14 внедрены системы с выводом изображения в кабину машиниста. Территории, входящие в зоны обслуживания Северо–Кавказского и Азово–Черноморского УВДТ, оборудованы системами безопасности, которые способствуют антитеррористической защищенности транспортных объектов и предупреждению несчастных случаев на железнодорожных платформах.
Владимир ЧИСТОВ