Экспертный анализ результатов обеспечения безопасности полетов показал, что с 2004 по 2009 год отмечена общая тенденция снижения числа авиационных происшествий, при некотором возрастании их в 2007–2008 годах. Изменение относительного количества катастроф характеризует эффективность принимаемых мер по снижению числа авиационных происшествий.
В гражданской коммерческой авиации за 9 месяцев 2009 года наблюдается снижение уровня аварийности практически по всем показателям безопасности полетов.
При выполнении регулярных пассажирских перевозок показатели в гражданской авиации Российской Федерации в 2004–2005 годах примерно соответствовали показателям США и ИКАО. В 2006 году произошло резкое ухудшение показателей, в 2007 и 2008 годах данные улучшились, но не достигли показателей мировых авиационных держав.
Состояние безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года
На всем парке воздушных судов гражданской авиации (коммерческой и авиации общего назначения – АОН) произошло 11 авиационных происшествий, из них 5 катастроф, приведших к гибели 35 человек, 609 авиационных инцидентов и 43 повреждения воздушных судов на земле, 4 чрезвычайных происшествия.
В том числе с воздушными судами коммерческой гражданской авиации Российской Федерации произошло 8 авиационных происшествий, из них 4 катастрофы, приведшие к гибели 33 человек (5 членов экипажей и 28 пассажиров).
В результате авиационных происшествий было списано 4 воздушных судна.
Произошло 600 авиационных инцидентов, в том числе 5 серьезных и 42 повреждения воздушных судов.
Для сравнения: за 9 месяцев 2008 года произошло 12 авиационных происшествий, из них 8 катастроф, приведших к гибели 129 человек (23 члена экипажей и 106 пассажиров). В результате авиационных происшествий было списано 8 воздушных судов.
В коммерческой гражданской авиации за 9 месяцев 2009 года произошло уменьшение в 1,5 раза количества авиационных происшествий.
С воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации произошло 3 авиационных происшествия, из них 1 катастрофа, приведшие к гибели 2 человек, 9 авиационных инцидентов, одно повреждение воздушного судна.
Для сравнения: за 9 месяцев 2008 года с воздушными судами АОН произошло 5 авиационных происшествий (2 катастрофы и три аварии) и 7 авиационных инцидентов. В результате катастроф погибли 2 члена экипажа и один пассажир.
Чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов не было.
Состояние безопасности полетов в АОН осталось на прежнем уровне.
Примечание: данные по АОН приведены без учета воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, эксплуатация которых разрешена без внесения в свидетельство эксплуатанта.
Состояние безопасности полетов в коммерческой авиации
Сведения о распределении числа авиационных событий по отдельным классам воздушных судов коммерческой авиации в сравнении с аналогичными данными за 2008 год приведены в таблице 1.
Полученные материалы расследования авиационных происшествий позволяют сделать вывод, что из общего количества происшествий 63% было связано с недостатками в работе экипажей воздушных судов, 25% – с отказами авиационной техники и 12% находятся в стадии расследования.
За 9 месяцев 2009 года произошло 326 авиационных инцидентов, 33 повреждения воздушных судов на земле. Распределение этих событий представлено в таблице 2.
За 9 месяцев 2009 года произошло уменьшение количества авиационных инцидентов (на ~11%) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Количество серьезных авиационных инцидентов снизилось в три раза. Количество повреждений воздушных судов – на 20%.
Состояние безопасности полетов в авиации общего назначения
За 9 месяцев 2009 года в АОН произошло 3 авиационных происшествия, из них 1 катастрофа и две аварии. Во всех случаях события произошли с пилотами, имевшими перерывы в летной работе, с просроченными допусками к видам авиационных работ. За 9 месяцев 2008 года произошло 5 авиационных происшествий, 2 катастрофы и 3 аварии.
Основными причинами аварийности воздушных судов АОН являются:
– низкий уровень профессиональной подготовки летного состава и инженерно–технического персонала;
– нарушения летным составом правил выполнения полетов;
– выполнение полетов без подачи заявок, прогнозов погоды, диспетчерского разрешения вблизи зон взлета и посадок.
За 9 месяцев 2009 года было зарегистрировано 9 авиационных инцидентов и одно повреждение воздушного судна на земле.
Подготовил Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»