СПАСОП – сокращенное название поисковой и аварийно–спасательной службы, которая существует сегодня во всех российских аэропортах, вероятно, знакомо не всем. Тем не менее в них, этих незаметных на первый взгляд службах работают тысячи людей, которые выбрали для себя профессию СПАСАТЕЛЕЙ.
Кто они, эти люди, каковы их профессиональные возможности реально обеспечить безопасность авиалайнеров уже после посадки в случае, если эта посадка прошла в аварийном режиме и представляет потенциальную угрозу для жизни пассажиров и экипажа? Об этом подробно рассказал начальник Службы поискового и аварийно–спасательного обеспечения полетов Международного аэропорта Шереметьево (ООО «МАШ») Александр Рубцов. Выпускник Борисоглебского летного военного училища в свое время летал на разных отечественных истребителях, знает, что такое фронтовая авиация, был инструктором, возглавлял в 16–й Воздушной армии отдел поисково–спасательного обеспечения. Потом, сменив военный мундир на гражданский костюм, несколько лет работал в Федеральной авиационной службе (ФАС).
– Наша служба, – говорит
А. Рубцов, – существует с 1995 года. То есть с того момента, когда бывшая военизированная охрана аэропорта превратилась в кардинально новую структуру после возникновения Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Именно тогда, пятнадцать лет назад, в рамках постановления 1479 был сформулирован закон об аварийно–спасательной службе и статусе спасателей, который, в частности, предусматривал и порядок аттестации спасателей.
Так судьба накрепко связала нас с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Наш девиз: «Все ради жизни людей и их безопасности». Не секрет, что в работе спасателей есть всегда немалый риск. Не случайно поэтому, что каждый сотрудник проходит специализированную подготовку и профессиональную аттестацию, когда в том числе оцениваются его морально–психологические качества.
Проверка Ространснадзором службы Шереметьевского СПАСОП в 2009 году подтвердила высокий уровень технического оснащения и подготовки работников в соответствии с мировыми стандартами. Если сказать очень коротко, то круглосуточный режим дежурства наших 5 аварийно–спасательных экипажей, современнейшая противопожарная мобильная техника – великолепно оснащенные автомобили австрийского и немецкого производства – позволяют в очень сжатые сроки прибыть на место потенциального ЧП, которое может случиться на взлетно–посадочной полосе или за ее пределами, – буквально за 3 минуты. А именно столько времени, по оценкам экспертов, отделяет самолет от необратимо тяжелых последствий пожара…
Поверьте, что требования к работникам СПАСОП повсюду, в том числе и в международном аэропорту Шереметьево, очень высокие, поэтому много времени мы уделяем подготовке своих специалистов, как внутри нашего «шереметьевского дома», включая занятия собственно в классах службы, в Корпоративном университете МАШ, тренировки на собственном полигоне с «настоящими» самолетами, так и на курсах высшего пилотажа, которые спасатели проходят в известном не только в России специализированном центре «АБИНТЕХ».
По количеству взлетов–посадок, по типам ВС, которые может принимать аэропорт, по степени готовности аварийно–спасательных подразделений и их оснащенности определяется его категория по уровню требуемой пожарной защиты. Напомню, что сейчас у Шереметьево девятая, наивысшая, категория. Такое положение вещей во многом определяется не только повышенным вниманием со стороны руководства аэропорта Шереметьево, но и жесткими требованиями Ространснадзора, который не только выдает свидетельство об аттестации, но и пристально потом отслеживает во время регулярных проверок состояние нашей профессиональной подготовки.
О том, как работает этот алгоритм сотрудничества, рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток. Он, в частности, подчеркнул, что в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте Ространснадзор обеспечивает контроль за соответствием существующих требованиям функциональных подсистем транспортного комплекса Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть РСЧС, а также проводит расследование происшествий на транспорте с целью принятия мер по предотвращению возможного их повторения. Напомним, что Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основу функциональных подсистем составляют в гражданской авиации профессиональные аварийно–спасательные службы (СПАСОП, как в Шереметьево) и нештатные аварийно–спасательные формирования. Они существуют в 330 аэропортах гражданской авиации Российской Федерации. Кроме того, есть еще 7 авиационных поисково–спасательных центров, в состав которых входят 47 региональных поисково–спасательных баз, 7 региональных координационных центров поиска и спасания и 72 воздушных судна в 41 авиакомпании, осуществляющих поисково–спасательное обеспечение полетов.
Не надо забывать, что кроме аэродромных аварийно–спасательных служб поле зрения Рос-транснадзора есть еще и другие объекты. Это 9 морских спасательных координационных центров и 8 бассейновых аварийно–спасательных управлений, более 560 пожарных и аварийно–восстановительных формирований на железнодорожном транспорте, аварийно–спасательные формирования по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морских районах и на внутреннем водном транспорте. Важную роль по консолидации общего информационного потока сообщений о происшествиях и аварийно–спасательных работах на различных видах транспорта играет Единая дежурно–диспетчерская служба транспортного комплекса в центральном аппарате Ространснадзора, которая подпитывается оперативной информацией от дежурно–диспетчерских служб в территориальных управлениях службы.
Немного подробнее остановлюсь на железнодорожном транспорте, тем более что аттестации пожарных поездов занимается Госжелдорнадзор, принадлежащий нашей службе, – отметил В. Черток, – И вот почему. Все мы помним нынешнее «горячее лето», которое запомнилось многочисленными пожарами. Всего в период с 1 июля по 19 августа 2010 г. для их тушения привлекались 172 пожарных поезда, которые совершили 967 выездов, в том числе выполнено 539 выездов для тушения пожаров и загораний в полосе отвода железных дорог, а также 428 выездов для оказания помощи МЧС России. Осуществлено участие в тушении пожаров на общей площади более 3 тыс. гектаров. Было задействовано 5779 работников, было израсходовано 592,7 тыс. куб. м огнетушащих веществ.
...День спасателя в нашей стране будет отмечаться уже в пятнадцатый раз. Символично, что в успехах и достижениях большой армии российских спасателей, готовых всегда прийти на помощь людям в трудную минуту, есть и вклад сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которые в канун Нового года от всей души поздравляют своих коллег с их профессиональным праздником, желают им, их близким счастья, крепкого здоровья и благополучия!
Олег КУЛЕШ,
пресс-группа Ространснадзора