Новый Федеральный закон призван ужесточить юридическую ответственность за нарушения во время полетов.
Этот злополучный, но, к счастью, удачно завершившийся полет, я запомнил на всю жизнь. С группой журналистов возвращался из служебной командировки чартерным рейсом из Калининграда в Москву. Полет проходил нормально, стюардесса объявила о скорой посадке, попросила нас пристегнуть ремни. Самолет начал снижение, в иллюминаторе внизу уже появились огни Внуковского аэродрома, как вдруг лайнер снова стал набирать высоту. Потом повторял этот маневр еще и еще, что, конечно же, вызвало у пассажиров понятное беспокойство. Оно еще больше усилилось, когда в салон просочился слух: не выпускается шасси. Мы около часа кружили в небе над Москвой. Наверное, только командир корабля мог сказать, как и в какой момент ему все же удалось выпустить шасси. Мы это почувствовали по резкому толчку самолета, посадка прошла удачно. Только оказались мы не во Внукове, а в Домодедовском аэропорту, но это уже для нас не имело никакого значения. Главное, что удалось избежать аварии.
К сожалению, с безопасностью полетов ситуация, мягко говоря, далека от благополучной. В последнее время появляется все больше сообщений о всевозможных ЧП и нештатных ситуациях, возникающих на воздушных трассах, которые зачастую приводят к серьезным последствиям. При каждой аварии, в первую очередь, возникает мысль: подвела техника.
Ни для кого не секрет, что российские авиакомпании вынуждены эксплуатировать воздушные суда, выработавшие свои ресурсы. Парк самолетов, особенно в небольших авиакомпаниях, обновляется медленными темпами: отечественная авиапромышленность не удовлетворяет потребности в новых пассажирских лайнерах. И ситуация к лучшему изменится не скоро. Однако члены комиссий, выясняющих, почему произошло ЧП, все чаще главной причиной называют человеческий фактор.
Если раскрыть, что же стоит за понятием человеческий фактор, то выявляется немало нарушений, допускаемых как на земле при подготовке техники в рейс, так и во время полета. Причем нарушения, которые могут потом в любой момент аукнуться, допускают и обслуживающий персонал, и летный экипаж, и сами пассажиры. Так, Ространснадзор не раз уже обращал внимание авиакомпаний на то, что в последние годы участились случаи нарушения правил перевозки пассажиров и грузов, превышения ограничений допустимой полетной массы или центровки воздушных судов. Нередко коммерческие перевозки пассажиров выполняются на грузовых самолетах. Причем порой с недоукомплектованным экипажем, на незарегистрированных машинах, без необходимых судовых документов.
Увеличилось количество хулиганских действий на борту воздушного судна, создающих угрозу безопасности полета, особенно на чартерных рейсах с туристическими группами. Я сам неоднократно был свидетелем безобразного поведения таких пассажиров, когда с болельщиками футбольной команды «Локомотив» летал на матчи за границу. Так вот, тосты за победу любимой команды начинали звучать уже на земле, когда самолет еще не поднялся в воздух. А что вытворяли туристы на обратном пути, это надо было видеть! А пьяному, как говорится, море по колено. И беда в том, что такого буйного пассажира не высадишь, как на железной дороге, в пути следования. Все это и побудило авиакомпании обратиться в Минтранс России с просьбой ужесточить юридически ответственность за такие нарушения.
С помощью специалистов и работников гражданской авиации был разработан федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». О нем и шел разговор на пресс–конференции, которую в пресс–центре РИА «Новости» провел статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. На пресс–конференцию Сергей Алексеевич прибыл прямо с заседания Совета Федерации РФ, на котором утвердили этот закон и направили его на подпись президенту страны. Скорее всего, уже после новогодних каникул он вступит в силу.
Какие же административные санкции начнут применяться к нарушителям за действия, угрожающие безопасности полетов, после того, как Президент России подпишет документ? По новому закону пассажиров имеют право оштрафовать за игнорирование во время нахождения в пассажирском лайнере законных распоряжений командира воздушного корабля. А также за распитие во время полетов спиртных напитков крепостью 12 и более процентов. Правда, штраф увеличился на просто смехотворную сумму – всего 200 рублей. За нарушения в транспорте общего пользования он не превышает 700 рублей.
Удержит ли такое наказание от хулиганского поведения на борту воздушного судна? Большинство участников пресс–конференции восприняли этот пункт закона скептически. Ведь при разработке документа вносилось предложение установить штраф в размере 5000 рублей. На что Сергей Аристов возразил: «Если вы хотите узнать мое мнение, я тоже считаю, что штраф незначительный. Но главное не сумма штрафа, а психологический фактор – осознание каждым пассажиром неизбежности наказания за несоблюдение установленных правил поведения на борту самолета. К тому же за злостное хулиганство установлено и строгое административное наказание, вплоть до 15 суток ареста».
Не прошло при обсуждении закона и предложение об исключении из меню предлагаемого во время полета питания напитков, содержащих алкоголь. А также о запрете продавать на борту любые спиртные напитки.
– Действительно, было такое предложение, – говорит Сергей Алексеевич, – но законодатели его не приняли. Посчитали преждевременным. Мы уже это проходили, когда вообще в стране запретили продажу и производство крепких напитков. И к чему это привело? «Полетные сто грамм» погоды не делают, их стали предлагать с первых платных рейсов. Посчитали, что они помогают многим снять стресс. Ведь среди пассажиров есть и такие, кто панически боится высоты или замкнутого пространства. К тому же, если мы сегодня совсем исключим алкогольные напитки, а зарубежные авиакомпании продолжают их предлагать, то можем потерять часть пассажиров, которые уйдут к нашим конкурентам.
Однако основной перечень наказаний, установленных в новом законе, касается не пассажиров, а работников гражданского воздушного флота, главная обязанность которых – обеспечить безопасность полета. Они в первую очередь в ответе за жизнь пассажиров. Так вот, теперь придется нести ответственность за нарушение правил, устанавливающих порядок допуска к полету, правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, если эти действия по неосторожности причинили вред легкой или средней тяжести здоровью потерпевшего. Карается и вылет на самолете с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке уполномоченным органом. А также за разрешение на полет с перегруженным сверх нормы воздушным судном. Понесет наказание командир корабля, если он отправится в рейс, не имея прав на управление самолетом, или если этот лайнер не прошел государственную регистрацию, не имеет государственных и регистрационных опознавательных знаков. И уж тем более за управление судном с заведомо подложными государственными и регистрационными или учетными опознавательными знаками. А ведь в авиакомпаниях порой идут и на такие нарушения.
Не уйдут теперь от ответственности и работники, которые дали допуск к полету на самолетах с указанными недостатками. А также за отправление в рейс на воздушном судне, на котором отсутствуют судовая и полетная документация, поисковые и аварийно–спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, с неукомплектованным летным или кабинным экипажем. Установлена ответственность и за умышленное сокрытие и искажение информации о случившемся в рейсе инциденте или ЧП. И за повреждение или уничтожение бортовых и наземных средств объективного контроля, помогающих определить истинные причины, которые создали аварийную ситуацию. По принятому закону применявшиеся ранее наказания за действия, угрожающие безопасности полетов, в районе аэродрома теперь распространяются и на территории вертодрома и посадочной полосы.
Увеличены по новому закону наказания за несоблюдение правил использования воздушного пространства, а также возрастают вплоть до 800 тысяч рублей штрафы юридических лиц за нарушение режима государственной границы. Работники гражданской авиации будут отвечать и за то, что не обеспечили, как положено, содержание наземных сооружений и ограждений на контролируемой территории или в зоне ограниченного доступа для посторонних лиц в аэропорту, на аэродроме и вертодроме.
На пресс–конференции зашел разговор и о разработке закона об обязательном страховании перевозчиком жизни и здоровья пассажира. Он, кстати, уже прошел все инстанции и был принят Госдумой РФ. Теперь слово за правительством. Закон, безусловно, очень нужный. Далеко не все читатели знают, что сегодня в случае гибели пассажира страховые компании выплачивают его родным всего 12 тыс. рублей. В проекте разработанного закона предусмотрена выплата в размере 2 млн 25 тыс. рублей. Причем 100 тыс. рублей из этой суммы страховые компании должны перечислить в течение трех суток после случившейся трагедии. А полная выплата не позднее 30 суток.
Хочется верить, что принятие в канун новогодних праздников нового закона, повышающего ответственность всех без исключения людей, участвующих в летном процессе, сведет нарушения к минимуму. И «воздушные извозчики», и пассажиры, отправляясь в рейс, могут быть спокойными за свою жизнь.
Владимир ЧИСТОВ