• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

«Мертвые души»

«Мертвые души»
Как начальник службы «монетизировал» сферу
аварийно–спасательного обеспечения.

«Мертвые души»В последних числах марта 2015 года Якутский городской суд вынес приговор в отношении бывшего начальника одного из подразделений ОАО «Аэропорт Якутск» Андрея Степанова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (хищение денежных средств путем мошенничества, совершенное группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, с использованием служебного положения).
Однако это очередное «коррупционное» дело выбивается из общего потока уголовных преступлений, ставших, увы, привычной приметой времени.
О деталях расследования, длившегося полгода и почти год рассматривавшегося в суде, рассказывает заместитель начальника следственного отдела, начальник следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Северо–Восточного ЛУ МВД России на транспорте подполковник юстиции Евгения Герасимова.
Так в чем особенность этого «беловоротничкового» преступления с ущербом чуть менее одного миллиона рублей, по которому аэропорт Якутск и претензий к своему бывшему сотруднику не предъявил?
– Действительно, предприятие с иском в суд не обратилось. Сам фигурант получил наказание 3 года условно с установлением испытательного срока на 3 года со штрафом 50 тыс. руб.
Схема хищения денег с родного предприятия была довольна примитивна: табелировалось рабочее время отсутствовавших на месте людей, документы предъявлялись в отдел кадров, в бухгалтерию, исправно начислялась заработная плата нескольким «мертвым душам». Люди же фактически в свою смену не выходили. «Благодарность» своему начальнику они выражали просто – передавали ему часть своей зарплаты.
В эту отлаженную схему вмешались оперативники дальневосточной транспортной полиции и провели довольно нудную, кропотливую работу по сбору всех необходимых доказательств – был реализован ряд специальных оперативных, в том числе секретных мероприятий, изъято огромное количество документации, проведены длительные бухгалтерские экспертизы. Хотелось бы отметить полное содействие администрации и руководства аэропорта Якутск в расследовании. Без их действенной помощи не удалось бы построить объективную базу для направления уголовного дела в суд. Все вопросы, связанные с авиационной отраслью, ее обслуживанием, имеют особое значение для Якутии. Любое незаконное вмешательство в ее жизне-
обеспечивающую деятельность вне зависимости от размеров деяния способно нанести урон с далеко идущими последствиями.
В итоге нам удалось доказать, что люди незаконно получали деньги.
– Но это ли главное и самое важное в раскрытом преступлении?
– Суть, конечно же, кроется в оценке общественной опасности этого деяния. Основная обязанность сотрудников службы поискового и аварийно–спасательного обеспечения самого главного аэропорта Якутии – быть постоянно на месте в состоянии полной готовности, так как их служба напрямую предполагает реагирование на любые внештатные ситуации.
Есть нормы, закрепляющие количество спасателей в аэропортах. Например, при обслуживании «боинга» – значительное их число, при посадке АН–26 – в несколько раз меньше. Но по факту – в некоторых случаях из положенных по регламенту в наличии была только половина. Каждый раз, когда Андрей Степанов ставил свою подпись и прикрывал своих подчиненных, он на самом деле ставил под угрозу жизни сотен пассажиров. Человеку доверили такую сложную, ответственную службу – каждый день отвечать за жизни людей. Но вот таким образом он умудрился «монетизировать» эту сферу, реализовать свой корыстный интерес.
– Но на суде он свою вину не признал…
– В том–то и дело, что абсолютно всегда по категории дел коррупционной направленности обвиняемые свою вину не признают! До последнего они отрицают свою причастность. Степанов заявил, что на него наговаривают.
В ходе расследования он воспользовался статьей 51 Конституции России – правом отказаться от дачи показаний, «никто не обязан свидетельствовать против себя». Он приходил на допросы, вежливо выслушивал мои вопросы, отмалчивался, не проявлял излишней эмоциональности. Все сдержанно и прилично. Но в рассекреченных телефонных переговорах он был прямой противоположностью самому себе – сколько грязи и негатива было вылито им на сотрудников дальневосточной транспортной полиции, сколько оскорбительных и нецензурных выражений допущено лично в мой адрес. Полицию не благодарят за такую работу.
Но я подчеркиваю, что выбранная им линия защиты – статья 51 Конституции не позволила ему избежать уголовной ответственности.
– Вы сейчас обмолвились о моральных издержках. Скажите, в чем еще состоит сложность расследования дел экономической направленности?
– Я бы не стала это определять как «сложность». Понимаете, приступая к любому расследованию, следователь обязан отключать свои эмоции. Он обязан быть беспристрастным прежде всего для того, чтобы объективно проанализировать все собранные материалы, чтобы определить все «за» и «против», ведь на кону стоит репутация, а по сути – жизнь человека. Просто добавлю, что все мы – живые существа, не роботы.
Вообще, могу пояснить, что специфика мошеннических, коррупционных дел заключается в том, чтобы грамотно и последовательно отделить зерна от плевел. К примеру, с убийствами, кражами, грабежами все понятно с самого начала. Но вот как доказать наличие преступного замысла, когда оно маскируется за формально безупречными действиями руководителя любого уровня? Чаще всего дела «с душком» не совершаются рядовыми сотрудниками. На такие посты назначают проверенных специалистов, проявивших себя с позиций профессиональных навыков, жизненного опыта. Но в реальности такой позитивный сильный потенциал люди растрачивают не во благо своего предприятия или общества, а во вред ему, ставя свои корыстные интересы превыше всего. И начинается долгий процесс – с установлением всех деталей, поднятием бумажной и электронной документации, в том числе за несколько лет, сбором свидетельских показаний, на первый взгляд вообще не имеющих к делу прямого отношения.
– Как все это проходило в конкретном деле?
– Мы общались с рядом республиканских медицинских учреждений, командами речных судов. И не просто общались, а добывали доказательства. Так, выяснилось, что один спасатель, якобы исправно выходивший на свою смену, вообще проходил стационарное лечение, другой – взял отпуск и устроился специалистом в период навигации на одно из речных судов. Все это требует вдумчивого отношения, внимания к деталям, профессионального любопытства и неуспокоенности, когда нутром чуешь, что на самом деле есть смысл копнуть глубже. Непростую работу выполнили именно оперативники, сопровождавшие данное расследование.
– Почему, на ваш взгляд, люди идут на такие преступления?
– Ради денег. Всем рулит обыкновенная человеческая жадность. На самом деле такие уголовные дела служат четкой иллюстрацией морального, я подчеркиваю, морального облика. Ведь никто из фигурантов таких дел не умирал от голода или страшной болезни, у всех есть крыша над головой и хлеб на столе. Кроме того, такие люди, как правило, умны и неординарны, энергичны и хватки. То есть, понимаете, природа дала им хорошие способности, реализуя которые, можно реально сделать мир лучше. Но в жизни что–то идет не так. Людей увлекают не благородные чистые мотивы, которые вроде бы как априори характерны для человека как разумного и духовного существа… В мире, в человеческом обществе сегодня культивируются другие потребности – красиво одеться, вкусно поесть, не напрягаться, получать как можно больше удовольствий. В таком полуспящем состоянии и совершаются все преступные деяния.

Наталья ШАХУРДИНА,
Северо–Восточное ЛУ МВД России на транспорте

 

 

21.05.2015

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya