Его необходимо защитить от угроз, провокаций, шельмования и коррупционеров.
Результаты проверок показали, что те руководители, исполнители, на которых была возложена функция контроля за соблюдением норм и требований обеспечения безопасности, сознательно шли на нарушения – ради дополнительных финансовых выгод. И это, конечно же, недопустимо. Необходимо сделать так, чтобы на всех предприятиях, во всех транспортных компаниях требования безопасности ставились во главу угла. Чтобы они стали руководством к действию для всех снизу доверху: от водителя, машиниста, пилота – до тех, кто возглавляет предприятие.
Совершенствование контрольно–надзорных функций призвано в первую очередь привести к снижению аварийности, уменьшению количества пострадавших и погибших. Вот почему поручение Президента РФ по разработке нового федерального закона о контроле и надзоре позволит всей транспортной отрасли перейти на инновационные технологии непрерывного мониторинга безопасности.
О путях совершенствования контрольно–надзорной деятельности и предложениях по повышению эффективности работы территориальных управлений высокому собранию рассказал заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.
Среди основных причин транспортных происшествий – систематические сознательные нарушения норм действующего законодательства на многих предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Пример тому – автотранспорт. Так, проверочные мероприятия на автотранспорте по фактам ДТП с погибшими показали, что большая часть их происходит по причине нарушения режима труда и отдыха водителей.
Вместе с тем на безопасность движения напрямую влияет и качество дорожного покрытия.
Госавтодорнадзором и его территориальными органами по результатам плановых и внеплановых проверок принимаются меры, предусмотренные действующим законодательством. При этом решения о приостановке деятельности предприятий принимаются судами, но даже в отношении злостных нарушителей, как правило, такие предложения службы не реализуются. Причина – потеря работы сотрудниками предприятий. В борьбе с такими нарушителями – расчет на поддержку и взаимодействие с Генеральной прокуратурой, со Следственным комитетом и МВД России.
Как известно, Правительством РФ утвержден План мероприятий, направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Этот план включает в себя комплекс мер, предусматривающих внедрение к 2020 году 387 пунктов автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств в дополнение к имеющимся 54 стационарным пунктам весового контроля и 101 передвижному контрольному пункту. Запланирован 100–процентный охват федеральных автомобильных дорог системами весогабаритного контроля с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Планом также предусмотрено наделение владельцев автомобильных дорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, в том числе с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, по передаче информации о правонарушениях в контрольно–надзорные органы. После внесения изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» служба получила право остановки на пунктах весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а в случаях перевозок с нарушением установленных правил – право задержания таких транспортных средств и право принятия мер административного воздействия к нарушителям.
По мере внедрения указанной автоматизированной системы весогабаритного контроля будет проанализирована возможность поэтапного перехода на систему контроля посредством фото– и видеосъемки, работающую в автоматическом режиме.
Это позволит организовать весовой контроль транспортных средств в полном объеме, а также контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок с применением установленных действующим законодательством мер административного воздействия к нарушителям.
Принятые в авиационном надзоре меры позволяют говорить о резком снижении аварийности на регулярных рейсах коммерческой гражданской авиации. Все это результат того, что служба 3 года назад перешла на более эффективную технологию проверок авиакомпаний. Было издано постановление Правительства РФ по стимулированию летных проверок.
В самом начале каждой проверки в первую очередь анализируется функционирование системы управления безопасностью полетов. По результатам проверки средств объективного контроля выявляются наиболее слабые экипажи, и именно они проверяются инспекторами непосредственно в полете.
«Мы, как говорится, набили много шишек, – заметил Владимир Черток. – Но добились отличного результата, который даже нас удивил. Для сохранения достигнутого уровня безопасности полетов нам необходима поддержка со стороны коллег из Генпрокуратуры и других надзорных органов.
Мы начали опробовать этот подход и в авиации общего назначения, но это возможно только на воздушных судах, где есть два пилота или пассажирские места. К сожалению, сейчас этот процесс «завис», стимулирования нет, средств на профессиональную подготовку инспекторов практически нет. Мы катастрофически быстро теряем летный инспекторский состав и опасаемся, что это уже может повлиять и на безопасность полетов».
При этом нельзя не отметить ухудшение абсолютных показателей безопасности полетов с воздушными судами авиации общего назначения.
Как показали результаты расследования происшествий, основной причиной их было сознательное нарушение пилотами и владельцами воздушных судов АОН требований законодательства по безопасности полетов. И здесь наиболее эффективным может быть только законодательное введение ответственности за нарушения для владельцев воздушных судов авиации общего назначения и площадок для их взлета и посадки.
Особое внимание уделяется проверкам авиационных учебных центров. Потому что качество подготовки авиационного персонала чрезвычайно важно и непосредственно влияет на безопасность полетов.
Справедливо отметить, что каждое остановленное инспекторами небезопасное транспортное средство, каждый отставленный пассажирский или грузовой вагон – это недопущенное транспортное происшествие, сохраненные жизни и здоровье пассажиров и работников транспортной отрасли.
Для более эффективного использования труда инспекторов и сокращения бюджетных расходов есть предложения исключить их из состава комиссий по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссий по определению мест примыкания. С этой работой Росжелдор успешно справится и сам.
По поручению Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Российской Федерации в этом году Ространснадзор провел тотальную проверку пожарной безопасности тягового подвижного состава в ОАО «РЖД». Были приняты серьезные меры – 107 должностных лиц были привлечены к административной ответственности, отставлено от эксплуатации 422 локомотива. И получили хороший результат – снижение числа пожаров более чем на 30%. Мониторинг реализации в ОАО «РЖД» принятых мероприятий по повышению пожарной безопасности будет продолжен.
Основной причиной аварийности на водных путях остается так называемый человеческий фактор, который обусловлен нарушениями правил эксплуатации судов, несоблюдением правил технической эксплуатации судовых механизмов и управления судном, неудовлетворительным обеспечением безопасности мореплавания и судоходства со стороны судовладельцев, недостатками в организации несения вахты на судах.
В последнее время у службы появился эффективный инструмент для проверок – новые скоростные патрульные суда, и его нужно использовать на 100%. Очень важно быстро подготовить и направить в Минтранс России предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. Их цель – наделение инспекторов Госморречнадзора соответствующими полномочиями беспрепятственного доступа с патрульных катеров на суда, осуществляющие движение по морским и внутренним водным путям. Это необходимо для пресечения нарушений правил плавания, правил эксплуатации судов, правил обеспечения безопасности пассажиров на судах.
Что ему нужно? Первое – это четкое понимание своих полномочий, возможность применения достаточно эффективных санкций. Чтобы не получалось, что затраты государства на выездную проверку, административное производство, судебные дела исчислялись сотнями тысяч рублей, а штраф как возмещение в бюджет составлял от 500 до 5000 руб. Да, наказание должно быть неотвратимым, как и возмещение средств в государственный бюджет. Очевидно, необходимо постоянное совершенствование нормативно–правовой базы по ужесточению ответственности нарушителей с учетом экономики.
Вместе с тем необходимо проработать комплекс мер по защите госинспекторов от разного рода угроз, провокаций, шельмования и от коррупционеров. Да, это сложная задача, учитывая заработную плату инспекторов в 18–20 тыс. руб. Но ее все равно нужно решать.
Эффективная работа инспектора невозможна, если он не обучен. В 2015 году планируется обучить 368 государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – это очень мало. Крайне необходима разработка системы подготовки и поддержания высокой профессиональной квалификации персонала. Можно сказать, что назрела необходимость создания специализированного учебного центра по подготовке именно госинспекторов в сфере безопасности на транспорте.
Николай Асаул:
– Модернизированная специальная комиссия, в состав которой помимо Ространснадзора входят собственники дорог, ГИБДД, в ближайшее время решит вопрос с реестром пунктов весового контроля. Уже в этом году будут изданы все подзаконные акты к ФЗ–220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Будут вестись реестр всех межрегиональных маршрутов, реестр остановочных пунктов, вокзалов, автостанций. Это позволит систематизировать пока еще хаотичный рынок автоперевозок.
Заместитель министра транспорта РФ
Валерий Окулов:
– При расследовании катастроф мы нередко сталкиваемся с вопиющим букетом нарушений: выполнение полетов без уведомления, без разрешения, на незарегистрированных воздушных судах, пилотами, не имеющими на это никаких прав.
Как бороться? Опыт есть. Он был реализован в 2012–2013 годах при подготовке к Белой олимпиаде в Сочи в Южном федеральном округе. Главный рецепт – совместное межведомственное взаимодействие.