Весть о трагической гибели линейного буксира «Алексей Кулаковский», затонувшего этим летом в 20 милях от якутского порта Тикси в море Лаптевых, затронула сердца многих. Ведь из 14 человек экипажа, большинство которого составляли курсанты речных училищ, удалось спасти только троих. До сих пор мучает вопрос: почему юноши перед лицом стихии оказались такими беспомощными? Может, их просто плохо учили правилам выживания в критических условиях, один на один с водной стихией?
Срочная внеплановая проверка ряда высших и средних морских и речных учебных заведений, проведенная Ространснадзором, к сожалению, выявила много недостатков. Это и качество подготовки учащихся, направляемых в летний период для работы на судах, и приобретение ими навыков в организации борьбы за живучесть судна, и действия при проведении аварийно–спасательных работ.
Не случайно в поле зрения прежде всего попали учебные заведения Республики Саха (Якутия). Анализ полученных в ходе проверок материалов показал наличие большого количества «белых пятен». В частности, в Якутском институте водного транспорта, который является филиалом ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» (НГАВТ), было установлено, что курсанты знакомятся с тематикой личного выживания в аварийной ситуации лишь… теоретически. Учебные суда, находящиеся в собственности НГАВТ – теплоходы «Вячеслав Минеев» и «Капитан Горовецкий» – для практической подготовки курсантов не используются. Не попадают на борт «своего» учебного судна «Московский–11» и курсанты Осетровского филиала НГАВТ.
При проверке лицеев в поселках Жатай и Пеледуй Ространснадзором были выявлены другие настораживающие факты. К примеру, в учебных программах подготовки выделяется недостаточное количество часов на практическую подготовку курсантов по способам личного выживания (это использование индивидуальных и коллективных спасательных средств, борьба за живучесть судна). По некоторым специальностям, таким как «Судоводитель – помощник механика судов речного флота» и «Электрик судовой», темы живучести судна, выживаемости людей, спасения и оказания им первой помощи почему–то вообще отсутствуют. Невольно начинаешь думать, что электрики и помощники механиков живут на судне сами по себе и передвигаются по морским просторам автономно, а в случае чего вертолет или спасатели с других судов будут заниматься только ими… Далее. В обоих лицеях не оборудованы классы подготовки учащихся в борьбе за живучесть судов, отсутствуют индивидуальные и коллективные спасательные средства, гидрокостюмы, костюмы пожарного, дыхательные аппараты, наглядные учебные пособия, уже не говоря об учебных судах, которые при таком раскладе можно считать несбыточной мечтой.
Ространснадзором также выявлено, что учащиеся уже упомянутых лицеев во время прохождения практики на судах назначаются на штатные должности с удостоверениями рулевого–моториста, выданными в нарушение Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации. Аналогичные нарушения выявлены и в Осетровском, Якутском филиалах ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта». Здесь аттестация курсантов II–III курсов на получение квалификационных свидетельств специалистов проводится комиссиями, созданными из преподавательского состава. Экзаменационные вопросы разрабатываются и утверждаются самими учебными заведениями. Затем списки «прошедших аттестацию учащихся» направляются в ФГУ «Ленское ГБУВПиС», которое по списку оформляет им квалификационные свидетельства.
Одной из основных причин отсутствия у курсантов необходимых знаний и навыков является отсутствие надлежащей материальной базы. Кроме того, очень мало в учебных программах выделяется времени на теоретическую и практическую подготовку курсантов по вопросам личного выживания, борьбе за живучесть судна. Не по назначению используются учебные суда.
Картина, согласитесь, тревожная. Однако есть примеры и другого плана. Система подготовки морских специалистов в России, как известно, базируется сегодня на трех «китах» – трех региональных высших образовательных учреждениях. Это Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (Южный регион, г. Новороссийск), Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Дальневосточный регион, г. Владивосток) и Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова (Северо–Западный регион, г. Санкт–Петербург). Кроме того, в распоряжении морских специалистов, желающих совершенствоваться дальше, существуют еще центры дополнительного профессионального образования, имеющие статус подразделений академий. С одним из них мне удалось познакомиться поближе совсем недавно, когда в составе комиссии центрального аппарата Ространснадзора во главе с начальником Управления Госморречнадзора П. Ермолаевым мы побывали в Новороссйске, в МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Итак, Южный региональный центр дополнительного профессионального образования (ЮРЦДПО). В качестве структурного подразделения МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова он был организован в соответствии с распоряжением министра транспорта Российской Федерации в августе 1997 года. Профессорско–преподавательский состав был сформирован за короткое время, большинство инструкторов, имеющих ученые степени и богатый практический опыт работы на судах, прошли серьезную подготовку в зарубежных и отечественных образовательных центрах.
Были разработаны соответствующие учебные программы, закуплено современное оборудование. В том числе и единственный в России тренажер навигационного мостика – уникальный тренажерный комплекс с визуализацией в 360 градусов благодаря специальному цилиндрическому экрану, предназначенный для подготовки судоводителей, судомехаников, лоцманов, операторов СУДС и СКЦ, специалистов по ЛАРН в соответствии с международными и национальными требованиями. «Мостик», как по–свойски называют этот супер–тренажер здешние специалисты, благодаря мощнейшему программному обеспечению дает возможность «управлять» 87 моделями судов в 116 районах плавания в Мировом океане! Это полная имитация реальной обстановки присутствия на ходовом мостике. Вплоть до ощущения качки различной балльности, возможности решать нестандартные задачи по маневрированию в сложнейших погодных условиях, закреплять судоводительские навыки и правильно оценивать любые, самые непростые ситуации.
Сегодня новороссийский тренажерный центр в составе ЮРЦДПО МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова является крупнейшим учреждением подобного рода в России по подготовке судовых специалистов. Количество специалистов, прошедших здесь обучение, составило уже более 90 000 человек. Все виды подготовки, оценки и сертификации находятся под контролем Морской администрации России.
А как обстоят дела у коллег? Сразу скажем: по–разному. К примеру, Московская государственная академия водного транспорта, располагая двумя учебными судами, сдала их в аренду коммерческим структурам, которые надлежащим образом не проводили техническое обслуживание судов, в итоге этим судам потребовался затяжной дорогостоящий ремонт… Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова (Санкт–Петербург), имея учебное судно «Мирный», использует его для организации морских прогулок туристов за рубежом.
Итак, как мы понимаем, трудности есть у всех, кто занимается сегодня обучением среднего и высшего звена моряков и речников в России, только вот трудности эти разные: у одних курсант не может потрогать собственными руками настоящий гидрокостюм или спасательный плот, а у других «учебка» катает иностранных туристов. Согласитесь, что в условиях нынешнего состояния подготовки будущих моряков на разных этапах образования – от лицейского до академического – просто невозможно говорить о каком–то усредненном показателе качества получаемых дипломов, как говорится, на выходе. Это все равно, что пытаться определить среднюю температуру по больнице…
Вот почему эксперты Госморречнадзора, основываясь на материалах проверок, рабочих встреч с представителями вузов, работниками морского и речного флота, предлагают шаги по улучшению ситуации в области подготовки специалистов в этой транспортной сфере. В частности, разработать нормативные документы, определяющие порядок и сроки прохождения курсантами плавательской практики, технико–эксплуатационные требования к учебно–тренажерным центрам. Для технического обслуживания и эффективного использования учебных судов, принадлежащих учебным заведениям, создать единый отряд российских учебных судов.
Олег КУЛЕШ,
пресс–группа Ространснадзора