Проигнорировав запрет, многие междугородные автоперевозчики продолжают работать «втемную».
Мне позвонил родственник: «Еду автобусом из Саратова. Вещей много. Встречай в восемь утра». «Но где встречать–то? – кричу в трубку. – У железнодорожных вокзалов междугородники теперь не останавливаются!» «Водитель сказал, на старом месте, на Павелецком», – с трудом разобрал я последние слова беспечного малого, и связь оборвалась. Видно, разрядился аккумулятор у его телефона.
Утром приезжаю на Павелецкий вокзал. Так и есть: ближний край площади, где обычно урчат перед отправлением междугородные автобусы, пуст. И спросить не у кого. Выручил один из таксистов: «На другой стороне площади ищи, брат. Как их отсюда погнали, они туда и переметнулись. И воронежских, и волгоградских, и саратовских там найдешь. Только постоянного причала у автобусов теперь нет. Где приткнулся, там и разгрузился».
Пересек я площадь по подземному переходу. Озираюсь по сторонам. Но никаких признаков прибытия гостей из Саратова не наблюдаю. Снова звонит родственник: «Что не встречаешь? Мы уже в Москве!» – «А где высадились–то?» – спрашиваю. «Плакат рядом большой, мужик на нем изображен». Стал метаться я из стороны в сторону, плакатного мужика повсюду высматривать. Рекламных щитов в округе много, и на каждом втором особи мужского пола вперемежку с женщинами рекламируют товар. Однако никаких следов недавней высадки пассажиров с баулами в означенном квадрате не обнаруживалось.
Наконец, случайно бросаю взгляд на обтекаемый автомобильными потоками островок посреди площади. Вижу мечущихся людей с чемоданами и сумками. Оказалось, что такой экзотический пункт прибытия для них, бедолаг, высмотрел после многократных «заходов на посадку» водитель саратовского автобуса. Высадил – и был таков.
Этот случай произошел в начале прошлой осени. Именно тогда дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» и правительство Москвы предприняли решительные действия, чтобы вытеснить нелегальных автоперевозчиков с привокзальных площадей. Распоряжением московских властей были запрещены несанкционированные стоянки междугородных автобусов у железнодорожных вокзалов. А транзитным пассажирам, прибывшим в столицу по железной дороге, предлагалось бесплатно воспользоваться услугами автошаттлов, которые доставят их до пунктов прибытия и отправления междугородных автобусов, признанных легитимными. В их числе автовокзалы, расположенные у метро «Щелковская», в здании бывшего аэровокзала, а также автостанции в Северном Бутове и у метро «Красногвардейская».
Выбор московских властей, вероятно, пал на четыре упомянутых пункта отправления автобусов еще и потому, что их расположение в мегаполисе хотя бы с натяжкой вписывается в концепцию строительства транспортно–пересадочных узлов у станций метро и электропоездов, на которую в перспективе делает ставку московское правительство.
В вытеснении нелегальных автоперевозчиков с привокзальных площадей столицы кровно заинтересована созданная недавно дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». Ею разработана концепция развития привокзальных территорий, предусматривающая пропуск транзитного транспорта, следующего по улично–дорожной сети, прилегающей к вокзалам, рассказал главный инженер дирекции Алексей Шуганцев. Междугородные автоперевозки с их территорий осуществляться не могут. Проблема заключается в том, что в свое время наряду с имущественным комплексом вокзалов городские власти не передали в управление компании «РЖД» соответствующие земельные участки. Вот и получилось, что территория того или иного вокзала заканчивалась у кромки площади, бордюрного камня. Поэтому и навести порядок в автоперевозках так сложно. Ведь бизнес привык работать «втемную», и выходить в правовое поле ему теперь не хочется.
Сергей ВОРОНЦОВ,
пассажир с 30–летним стажем