в условиях рецессии.
Темы рачительного и эффективного использования финансовых средств, оптимизации дорожных расходов были ключевыми на состоявшемся в конце 2015 года «круглом столе» по вопросам развития дорожной сети в регионах России – заседании комиссии Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Григорий Прокуронов и Игорь Астахов, представители территориальных органов управления автодорогами 47 субъектов РФ.
Площадки Ассоциации «РАДОР» традиционно способствуют обсуждению наболевших проблем. Располагает к дискуссии сама обстановка в зале, когда каждый из участников может задать острый вопрос. Так было и на этот раз. Разговор коснулся многих проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности территориальные органы управления дорожным хозяйством.
Говоря о состоянии дел в дорожной отрасли регионов, которое зависит от наполняемости территориальных дорожных фондов, генеральный директор РАДОРа Игорь Старыгин отметил, что из 510 тыс. км региональных дорог почти 63% не отвечают нормативным требованиям. За последние три года этот показатель улучшился лишь на 0,4%. По предварительным данным, в 2015 году были отремонтированы лишь 7,7 тыс. км территориальных дорог, построены и реконструированы – 1796 км. Такие скромные результаты напрямую связаны с объемами финансирования.
Общий объем средств дорожных фондов субъектов РФ (без Москвы и Санкт–Петербурга) на 1 октября составил 445 млрд руб. Наполняемость фондов обеспечивают два основных источника – акцизы на ГСМ и транспортный налог. Прогнозируемые объемы акцизных сборов, как правило, отличаются от фактических. В 2012 году их было меньше на 25 млрд руб., в 2013–м – на 53 млрд, в 2014 году – на 80 млрд руб. Даже с учетом компенсации выпадающих доходов объем акцизов в 2015 году не достиг прогнозных расчетов.
С 2014 года начали функционировать муниципальные дорожные фонды. Не менее 10% от объема акцизов субъекты РФ должны направлять на муниципальный уровень. 78 регионов перечисляют 10%, Республика Саха (Якутия) – 15%, Липецкая область – 17%, Тульская, Сахалинская области и Забайкальский край направляют в муниципалитеты 20% акцизных сборов.
Радует уровень собираемости транспортного налога, его сборы в течение трех лет выросли. В 2014 году объем поступлений этого налога в бюджеты субъектов РФ составил 117,5 млрд руб. Но в Госдуме все настойчивее будируется вопрос о его отмене. Игорь Старыгин предостерег коллег: пускать вопрос на самотек – значит, потерять четверть общего объема средств региональных дорожных фондов. В нынешней ситуации это невосполнимая потеря.
В условиях бюджетного дефицита как никогда важны рачительное и эффективное использование финансовых средств, оптимизация расходов на все виды дорожных работ. Один из способов экономии – содержание дорог с низкой интенсивностью движения под уплотненным снежным покровом (УСП).
Такой эксперимент на некоторых участках федеральных дорог проводится уже третий год, пояснил Игорь Астахов. Впервые технологию применили на трассе Р–21 «Кола» в Мурманской области. В 2014–2015 годах географию расширили. Специалисты утверждают, что использование такой технологии существенно сокращает количество применяемых реагентов (до 60%), а также износ дорожного полотна. При этом уровень безопасности движения значительно возрастает. В техническом комитете № 418 наконец согласован ГОСТ на содержание дорог при снежном накате. После согласования его в ТК № 278 «Безопасность дорожного движения» этот нормативный документ будет направлен на регистрацию в Росстандарт. Таким образом, на нормативно–правовом уровне будет закреплена возможность содержания дорог под УСП.
Игорь Астахов рассказал о других мерах, направленных на повышение безопасности движения на федеральных трассах (строительство надземных пешеходных переходов, новых линий электроосвещения и дорожных ограждений), а также о задаче увеличения до 12 лет межремонтных сроков эксплуатации автодорог. С этой целью уже внесены необходимые изменения в действующую нормативно–техническую базу. От позиции, которую занимают территориальные органы управления автодорогами в ключевых вопросах, во многом зависит успех общего дела, подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора.
Задачам, стоящим перед дорожным хозяйством страны, в свете исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам совершенствования сети автомобильных дорог в субъектах РФ было посвящено выступление первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха. Он подчеркнул, что основные усилия работникам отрасли предстоит направить на увеличение доли дорог в нормативном состоянии и повышение эффективности расходования средств дорожных фондов, в том числе путем использования инновационных технологий и материалов. Выполнение этих задач, по словам первого заместителя министра, должно проходить под общественным контролем, в частности, с привлечением представителей Общероссийского народного фронта.
Евгений Дитрих также сообщил, что принято решение о направлении в субъекты РФ в полном объеме средств, собираемых в качестве возмещения вреда, причиняемого федеральным автодорогам транспортными средствами массой выше 12 тонн. Они пойдут на софинансирование проектов с применением механизма государственно–частного партнерства и на строительство и эксплуатацию уникальных дорожных сооружений.
Резонансную тему 12–тонников развил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен. По его словам, депутаты нижней палаты парламента страны активно идут навстречу грузоперевозчикам по тем вопросам, которые они задают. Так, накануне ввода системы взимания платы (СВП) с большегрузов были вдвое снижены тарифы за проезд, а затем многократно уменьшены штрафы за его неоплату. Законодательством предусмотрены и другие нововведения, которые позволят системе «Платон» работать эффективнее.
Отражая мнение членов Комитета Госдумы РФ по транспорту, Сергей Тен высказался за включение в орбиту СВП региональных дорог. Однако спешить с таким шагом не стоит, считает он. Регионам нужно внимательно проанализировать те ошибки и недоработки, которые имели место при внедрении СВП на федеральной сети дорог.
О планах финансирования дорожного хозяйства в 2016 году сообщил заместитель руководителя Росавтодора Григорий Прокуронов. Он озвучил сумму межбюджетных трансфертов из Федерального дорожного фонда в субъекты РФ, запланированную законом о федеральном бюджете на 2016 год: она составит 129,7 млрд руб. Иные межбюджетные трансферты будут предоставлены: на осуществление крупных, особо важных для социально–экономического развития России проектов; на приведение в нормативное состояние, а также развитие и увеличение пропускной способности сети автодорог; на поддержку реализации региональных дорожных проектов на основе концессионных соглашений; на строительство, реконструкцию и ремонт уникальных искусственных сооружений.
Григорий Прокуронов акцентировал внимание на том, что правила предоставления трансфертов предусматривают серьезные карательные меры для регионов, не выполняющих условия соглашения, в том числе за неполное использование средств региональных дорожных фондов в отчетном году.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
30.12.2015 г.