• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Груз везешь – плати

5_s.jpgС середины ноября система взимания платы с 12–тонников контролирует движение большегрузов по федеральным дорогам страны.

5.jpg

Запуск крупнейшего проекта государственно–частного партнерства в России, самого масштабного в мире по охвату территории – событие знаковое. Найти убедительные аргументы для скептиков, показать твердость намерений тем, кто накануне старта пытался саботировать проект, удалось инициаторам создания система «Платон».
Об итогах первых дней работы сист
емы взимания платы (СВП) с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов. С 15 ноября сборы в системе составили более полумиллиарда рублей. За этот период участниками движения по федеральным дорогам приобретены 715 тыс. маршрутных карт. Всего за первые две недели в СВП были зарегистрированы около 600 тыс. транспортных средств. Крупные компании с парком от 50 автомобилей и более зарегистрированы на 90%.
Несмотря на массированную хакерскую атаку на сайт и «личный кабинет» системы в первые дни, она доказала свою работоспособность. Последствия кибер–вторжения были устранены, сайт работает без сбоев. В пиковые часы обращений ожидание ответа в колл–центрах не превышает 2–2,5 мин.
Хотя у грузоперевозчиков было достаточно времени на перестройку бизнес–процессов и регистрацию в системе, сработала, как видно, традиция все откладывать на потом. Многие из них обратились в офисы обслуживания только в день запуска СВП. Как следствие, в первые часы в некоторых офисах наблюдался большой наплыв пользователей. Но когда они узнали, что зарегистрироваться и получить необходимую информацию можно не только там, но и воспользовавшись комплексным сервисом «личный кабинет» на сайте platon.ru, очереди постепенно начали сходить на нет.
Надо отдать должное концеденту в лице Росавтодора и концессионеру ООО «РТ–Инвест Транспортные Системы» – задолго до запуска проекта на территории России для грузоперевозчиков проводились мероприятия уведомительного и разъяснительного характера: «круглые столы» в регионах, выездные презентации системы. Еще летом СВП была полностью протестирована. Заблаговременно оператор обеспечил все каналы для регистрации в системе. 138 офисов обслуживания клиентов открылись уже 15 октября. К сожалению, многие грузоперевозчики тянули до последнего. Более организованно действовали крупные компании, которые начали регистрацию загодя. У них простоев и сбоев в работе не было. 
Иностранные перевозчики на автомобилях массой свыше 12 тонн оплачивают проезд по федеральным трассам России наравне с отечественными коллегами. Для этого на 35 международных пунктах пропуска развернуты офисы оператора системы «Платон». СВП распознает номерные знаки 52 иностранных государств, которые связаны с Россией сухопутными маршрутами. Очередей на МПП из–за невозможности оплатить проезд по федеральным дорогам не наблюдается.
В канун запуска системы «Платон» в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок, которые выдвинули ряд требований во избежание возникновения отдельных кризисных ситуаций в системе внутренних междугородных перевозок. В результате были приняты компромиссные решения, учитывающие интересы как бизнеса, так и государства, пояснили в Росавтодоре. Были снижены экономические риски для перевозчиков, упрощена процедура оформления маршрутных карт. Сокращен перечень документов, необходимых для получения бортового устройства заявителем.
Также накануне запуска СВП Правительство РФ приняло решение о снижении тарифа для грузоперевозчиков. Размер платы за нанесение ущерба федеральным трассам большегрузами с 15 ноября по 29 февраля 2016 года будет рассчитываться по тарифу 1,53 руб. за километр. Затем до конца 2018 года тариф будет увеличен до
3,06 руб./км. Это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до 0,49 долл., в Белоруссии – 0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу – 0,025 долл., что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.
СВП предполагает два способа внесения платы: оформление маршрутной карты и получение бесплатного бортового устройства, которое ведет учет пройденных километров на основе данных ГЛОНАСС/GPS и рассчитывает фактический пробег транспортного средства по федеральной дорожной сети. Маршрутная карта – удобный и гибкий инструмент для пользователя. Владелец транспортного средства может в режиме онлайн через комплексный сервис «личный кабинет» на сайте СВП, через мобильное приложение, терминал самообслуживания или в офисе оператора системы «Платон» оформить такую карту, указав не только пункт отправления и конечную точку пути, но и несколько промежуточных точек.
 Опыт введения систем взимания платы в других странах показал, что на первом этапе перевозчики чаще пользуются маршрутными картами. Переход на бортовые устройства происходит постепенно. Из этого и исходил концессионер. Так оно и происходило вначале: индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками большегрузов, изъявили желание оформлять свои поездки маршрутными картами. Их не устраивало, что бортовое устройство позволяет «Платону» в режиме реального времени видеть, где в данный момент находится конкретный автомобиль. Но затем эта часть грузоперевозчиков вдруг решила перейти на бортовые устройства, которых к началу запуска системы было в наличии 200 тыс. штук. На 24 ноября 170 тыс. из них были выданы пользователям, заранее зарегистрировавшимся в системе. Около 30 тыс. устройств забронированы под выдачу.
Спрос на бортовые устройства в первые дни работы системы увеличился еще и со стороны тех перевозчиков, у которых маршруты очень короткие. Всякий раз выписывать для этого маршрутную карту неудобно. Временный дефицит бортовых устройств концессионер планирует покрыть в ближайшие месяцы. Все заявки со стороны пользователей на такие устройства принимаются. Производство новой партии приборов будет ускорено.
Напомним, что по концессионному соглашению контроль за движением большегрузов по федеральным трассам осуществляется с помощью стационарных рамных конструкций и мобильных комплексов, размещенных на автомобилях (100 шт.). В соответствии с графиком полностью система стационарного контроля (481 рамка) на всех федеральных дорогах страны будет развернута в 2017 году. На первом этапе созданы 20 рамок, которые наряду с мобильными комплексами действуют в Московской и Калужской областях. В остальных регионах осуществляется мобильный контроль.
Как рассказал заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, штрафы для владельцев большегрузов, которые не оплачивают проезд по федеральным трассам, будут значительно снижены. За первое нарушение придется платить 5 тыс., за повторное – 10 тыс. руб. Такое решение было принято Правительством РФ. Но даже от таких штрафов перевозчик понесет больше издержек, чем при соблюдении закона. Судите сами: при среднем пробеге автомобиля примерно в 500 км и при тарифе 1,53 руб. за километр максимальная оплата может составить чуть больше 750 руб.
Размер штрафа не будет зависеть от того, кто нарушил правила – индивидуальный предприниматель или крупная фирма. Проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях по изменению размера штрафа уже внесен в Госдуму РФ. В Росавтодоре надеются, что их примут в ближайшее время.
По мнению Дмитрия Прончатова, один из положительных эффектов системы – полная прозрачность деятельности грузоперевозчиков. Не зарегистрировавшись в СВП, будет невозможно пользоваться федеральной сетью дорог. Владельцы большегрузов, которые раньше демпинговали на рынке за счет «серых» схем оказания услуг, теперь столкнутся со штрафами, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчиками. Те, кто вел свой бизнес непрозрачно или неэффективно, не довольны запуском системы «Платон». Именно они, теневые перевозчики, составляют значительную часть протестующих. А те пользователи, кто работает в правовом поле, с самого начала приняли новые правила грузоперевозок.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР

 

 

3.12.2015 г.

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya