на увеличение межремонтного срока эксплуатации автодорог
с усовершенствованным типом покрытия.
Введенные в действие Минавтодором РСФСР в 1988 году региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий ВСН 41–88 отражали состояние дорожного хозяйства в те годы. Они соответствовали условиям обеспеченности дорожного хозяйства тех лет финансовыми и другими ресурсами, а также прежним требованиям по качеству производства дорожных работ. Прошли годы, экономические условия в России изменились. Поэтому по заказу Федерального дорожного агентства в 2006–2007 гг. были разработаны новые межремонтные сроки службы нежестких дорожных одежд и покрытий с учетом изменившихся требований к транспортно–эксплуатационному состоянию дорог по условиям движения и введенных в действие новых нормативных документов.
Результаты этой работы были учтены в приказе Министерства транспорта РФ от 1 ноября 2007 года № 157 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», где установлены действующие в настоящее время межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта федеральных автодорог. В соответствии с этим приказом межремонтные сроки проведения капитального ремонта нежестких дорожных одежд капитального типа автодорог I – IV технической категории составляют от 12 до 18 лет. Межремонтные сроки проведения работ по ремонту капитальных нежестких, капитальных жестких с асфальтобетонным покрытием и облегченных дорожных одежд составляют от 3 до 8 лет.
Для увеличения межремонтного срока эксплуатации автодорог с усовершенствованным типом покрытия планируется осуществить целый комплекс мер. Одно из направлений касается совершенствования нормативно–правовых актов в сфере дорожного хозяйства. В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12 октября 2007 года № 160, работы по обновлению защитных слоев и слоев износа относятся к ремонту дорог общего пользования федерального значения. Следует иметь в виду, что в США слой износа – это периодически заменяемый слой, обеспечивающий шероховатость и отвод поверхностных вод. Слои износа в этой стране не учитываются при расчете дорожной одежды на прочность. Для гармонизации отечественных и зарубежных подходов к ремонту и содержанию автодорог предполагается внести изменения в Классификацию работ в части переноса работ по устройству защитных слоев и слоев износа из перечня ремонтных в перечень работ по содержанию дорог, что позволит повысить межремонтный срок их эксплуатации.
Внесение изменений в Классификацию работ потребует внести поправки и в Правила расчета денежных затрат на содержание и ремонт федеральных автодорог при определении размера ассигнований на эти цели из федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 года № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета», а также в приказ Минтранса России от 1 ноября 2007 года № 157 в части назначения сроков проведения ремонта дорог и периодичности проведения видов работ по их содержанию.
Следует отметить, что на сохранность автодорог, увеличение межремонтных сроков их эксплуатации может повлиять совершенствование системы весового контроля на трассах. В этой связи необходимо внести изменения в нормативные и методические документы, регламентирующие пропуск автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, а также в Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2009 года. Реализация указанных мероприятий позволит установить в соответствующих нормативно–правовых актах межремонтный срок эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия до 12 лет.
Другая мера по увеличению межремонтного срока эксплуатации автодорог направлена на повышение качества и долговечности дорожной одежды с цементобетонным покрытием. В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года приоритетное развитие при строительстве должны получить автомобильные дороги с цементобетонным покрытием, что позволит увеличить межремонтные сроки их эксплуатации до 12 лет и более. Планируется реализовать комплекс мер, направленных на повышение качества и долговечности цементобетона в дорожных покрытиях и искусственных сооружениях. Для этого в рамках планов НИОКР намечено выполнить работы, связанные с совершенствованием метода расчета жестких дорожных одежд, а также работы по обоснованию параметров и технологии их строительства.
Помимо этого планируется выполнить исследования по обоснованию параметров конструкции и технологии при ремонте асфальтобетонных покрытий слоями цементобетона; по оценке работоспособности конструкций дорожных одежд с применением цементобетона; разработке стандарта на цемент дорожный для строительства цементобетонных покрытий автодорог и аэродромов; по совершенствованию процесса проектирования составов цементобетонной смеси для получения цементобетонов с заданными свойствами; по проектированию состава цементобетонной смеси, отвечающей заданным свойствам, на основе использования новых материалов; по новым технологиям нарезки швов в затвердевшем цементобетоне; по совершенствованию системы мониторинга состояния мостовых сооружений; по совершенствованию методики расчета экономической эффективности строительства цементобетонных покрытий.
Еще одно направление, влияющее на увеличение межремонтного срока эксплуатации автодорог, – применение в дорожном строительстве полимерно–битумных вяжущих и геосинтетических материалов. Для реализации мероприятий по поэтапному их внедрению планируется актуализация требований и стандартов, предусматиривающих использование таких материалов, и гармонизация с действующими европейскими нормативными документами следующих стандартов:
ГОСТ 9128–2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия»; ГОСТ Р 52056–2003 «Вяжущие полимерно–битумные дорожные на основе блок–сополимеров типа стирол–бутадиен–стирол»; ГОСТ 22245–90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»; ГОСТ 52128–2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»; ГОСТ 12801–98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного, аэродромного строительства. Методы испытаний».
Кроме того, планируется исследование эффективности применения полимерно–битумных вяжущих в верхних слоях асфальтобетонного покрытия автодорог в условиях Центрального федерального округа, на территории которого расположены автомобильные дороги с наибольшей интенсивностью движения транспортных средств. Реализация указанных мероприятий позволит повысить межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия.
Важным фактором увеличения срока службы автомобильных дорог является повышение качества проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также применение в дорожном хозяйстве инновационных материалов, конструкций и технологий. Создать механизм повышения качества проектирования, строительства и эксплуатации дорожных одежд, продления работоспособности дорожных покрытий позволит разработка и реализация Ведомственной целевой программы по обеспечению качества в дорожном хозяйстве. Помимо этого внедрить новые современные технические и технологические разработки в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и качества работ по ремонту автодорог федерального значения и дорожных сооружений позволит разработка и утверждение Минтрансом России отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении таких работ.
Одной из важнейших проблем является сокращение сроков внедрения новых разработок непосредственно в производство. Строительство отраслевых полигонов для разработки новых конструкций, материалов и технологий даст возможность ускорить внедрение инновационных решений. В результате применения наиболее эффективных инновационных материалов, конструкций, технологий будет обеспечено увеличение межремонтного срока службы дорожных одежд. Планы по инновационному развитию дорожного хозяйства подкреплены соответствующими документами, обеспечивающими системный подход к выполнению поставленных задач. Реализация Стратегии инновационной деятельности Федерального дорожного агентства, а также Программы инновационного развития Госкомпании «Автодор» позволит на системной основе внедрять в дорожном хозяйстве наиболее эффективные инновационные материалы, конструкции и технологии, в том числе для увеличения межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий.
Особое внимание также планируется уделить проблеме обеспечения сохранности дорог. Одним из агрессивных факторов, снижающих срок службы дорожных покрытий, является использование зимних шин и различных видов шипов противоскольжения. Поэтому запланировано провести исследование их влияния на асфальтобетонные и бетонные покрытия проезжей части дорог. По результатам этих исследований будут выработаны рекомендации о необходимости внесения изменений в законодательные, нормативно–правовые и нормативно–технические документы. Это позволит обеспечить нормативную пропускную способность дорог, их сохранность и снизить аварийность с участием автотранспортных средств, эксплуатирующихся с нарушением требований безопасности к техническому состоянию, в частности, с использованием шин, не соответствующих условиям зимнего периода и конкретным дорожным условиям.
Долговечность дорожных конструкций в значительной степени определяется качеством принимаемых проектных решений, использованием на этом этапе новых инновационных научных и технических проработок. Для совершенствования отечественных норм проектирования дорожных одежд (с учетом их гармонизации с лучшими зарубежными нормами) планируется выполнить исследования по определению напряженно–деформированного состояния многослойных дорожных одежд, разработать метод расчета асфальтобетонных слоев на температурную трещиностойкость, а также методику прогноза образования колей в асфальтобетонных слоях. Результаты данных исследований позволят усовершенствовать отечественные нормы проектирования дорожных одежд, продлить межремонтные сроки службы дорожных конструкций.
Запланирован также целый ряд научно–исследовательских работ, связанных с дорожно–климатическим районированием, детальным учетом температурного режима дорожных конструкций, а также теплофизических свойств дорожно–строительных материалов и грунтов, с уточнением влияния на дорожную конструкцию динамического воздействия нагрузки, учетом параметров расчетных нагрузок для современных транспортных средств.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Комиссия Таможенного союза приняла технический регламент «Безопасность автомобильных дорог» со сроком вступления в силу 15 февраля 2015 года. Для актуализации нормативно–технической документации в области дорожного хозяйства планируется подготовка и реализация программы разработки межгосударственных стандартов, применение которых обеспечит соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений. Разработка этих межгосударственных стандартов позволит на системной основе актуализировать действующую нормативно–техническую документацию в области дорожного хозяйства.
Кроме того, для актуализации и дальнейшего применения на территории России норм и правил зарубежных стран по изысканию, проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автодорог планируется разработка концепции гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил. Для этого распоряжением Минтранса России от 5 мая 2011 года создана рабочая группа по гармонизации отечественных и зарубежных норм и правил по проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту автомобильных дорог.
Подготовил Сергей АЛЕКСЕЕВ,
обозреватель «ТР»
09.02.2012