их использовать.
Динамичным и насыщенным был минувший год для Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами. Площадки РАДОРа традиционно способствуют обсуждению наболевших проблем, изучению опыта, накопленного в регионах страны и за рубежом, знакомству с новыми технологиями, образцами современной техники. Показательными в этом плане были конференции по прогрессивным технологиям ремонта и содержания автомобильных дорог (Тверь, апрель 2011 года), по безопасности дорожного движения и использованию на автотрассах интеллектуальных транспортных систем (Санкт–Петербург, май 2011 года). Заключительным мероприятием 2011 года явилось расширенное заседание комиссии РАДОРа по развитию, ремонту и содержанию автодорог, в котором приняли участие заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов, представители 53 субъектов РФ.
Работе Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами в 2011 году и задачам на 2012 год был посвящен доклад генерального директора РАДОРа Игоря Старыгина. Он рассказал об основных направлениях деятельности ассоциации. Одно из них – совершенствование нормативно–правовых документов, касающихся дорожного хозяйства. В рамках взаимодействия с Минтрансом России и Росавтодором велась работа над проектами нормативно–правовых актов к ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…», технических регламентов. Один из ключевых документов минувшего года – техрегламент Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии «Безопасность автомобильных дорог». По словам Игоря Старыгина, отработка нормативных документов велась с привлечением представителей экспертного сообщества, территориальных органов управления автодорогами. К примеру, при рассмотрении одного из последних документов – проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в некоторые нормативно–правовые акты, касающиеся перевозки тяжеловесных грузов, получены 32 замечания и предложения из 26 субъектов РФ.
Внесла свою лепту ассоциация и в совершенствование законодательства о госзакупках. Целенаправленная работа велась в сотрудничестве с Комитетом Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям, Федеральной антимонопольной службой (в экспертный совет при ФАС по развитию конкуренции в сфере дорожного хозяйства входят представители РАДОРа). В подготовленном Минэкономразвития проекте закона о федеральной контрактной системе нашли отражение положения, за которые ратовали дорожники.
Немало продуктивных встреч, конференций, семинаров в рамках международного инженерно–технического сотрудничества вместил ушедший год. Продолжалось взаимодействие с зарубежными дорожными администрациями, ассоциациями и компаниями. Обмен информацией, технологиями с зарубежными коллегами способствует внедрению прогрессивных инженерных решений. РАДОР выступает координатором программы сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе в части, касающейся взаимодействия территориальных органов управления автодорогами.
Недавно на встрече руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина с генеральным директором Агентства транспорта Финляндии Юхани Тервала подписан меморандум, предусматривающий активное партнерское взаимодействие сторон как на федеральном, так и – при участии РАДОРа – региональном уровне в вопросах проектирования, строительства и содержания автодорог; создания ИТС; повышения безопасности дорожного движения и др. Будет продолжено сотрудничество с финской дорожной администрацией по обмену информацией и технологиями.
Игорь Старыгин подчеркнул важность совершенствования нормативных актов по осуществлению контроля за перевозками тяжеловесных грузов. Это обусловлено тем, что только 0,4% региональных и межмуниципальных дорог могут без каких–либо последствий пропускать транспортные средства с осевой нагрузкой свыше 10–11,5 т. Дороги, построенные под нагрузку от 6 до 10 т на ось, составляют лишь 29,7%. Остальная дорожная сеть может выдержать осевые нагрузки, не превышающие 6 т. Понятное дело, чем чреват допуск большегрузов на региональные дороги.
Проблема автодорог с низкими прочностными показателями стоит остро во всех субъектах РФ и требует системного подхода, делает вывод Игорь Старыгин. Для установления объективной картины необходимо, в первую очередь, проведение полной диагностики всей сети территориальных дорог. Во–вторых, требуется разработка региональных программ приведения основных дорог в состояние, обеспечивающее пропуск современных большегрузных транспортных средств. Эта задача не может быть решена в ближайшие годы, требует серьезного подхода и существенных финансовых затрат. Поэтому в настоящее время так остро стоит вопрос обеспечения сохранности существующей сети дорог, контроля за движением тяжеловесных АТС.
Между тем посты весового контроля (ПВК) действуют лишь в 38 субъектах РФ. Стационарных ПВК всего 30, из них лишь 14 работают в круглосуточном режиме, 10 не работают вообще и 6 действуют по нескольку часов в сутки. Передвижных ПВК – 18, из них в круглосуточном режиме работают 10, по нескольку часов в сутки – 92. Очевидно, что при таком режиме работы прекратить несанкционированный допуск на дороги транспортных средств, идущих с перегрузом, невозможно. По мнению Игоря Старыгина, нужно активно применять передвижные посты весового контроля. Об этом говорилось на совещании в Твери по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог, которое провел Председатель Правительства РФ Владимир Путин. В РАДОРе надеются на более активную позицию сотрудников ГИБДД, которые осуществляют контроль за перевозками тяжеловесных и крупногабаритных грузов на дорогах регионального значения. К недобросовестным перевозчикам, владельцам транспортных средств должны повсеместно применяться штрафные санкции, определенные КоАПом, в размере 400–500 тыс. рублей.
Совершенствование финансирования дорожного хозяйства – еще одно направление деятельности РАДОРа. Работа в этом русле велась очень активно, что было связано с воссозданием региональных дорожных фондов. Субъекты РФ стремятся максимально наполнить свои дорфонды и изыскивают дополнительные источники финансирования. В ряде регионов приняты документы о создании муниципальных фондов. Докладчик озвучил прогнозные объемы дорожных фондов на перспективу. В 2012 году только за счет акцизов и транспортного налога объем финансирования предполагается в размере 391 млрд руб, в 2013–м – 471 млрд и в 2014 году – 531 млрд. Увеличение значительное, если учесть, что в 2011 году финансирование за счет бюджетов субъектов РФ составило 217,5 млрд руб. В ряде регионов объем средств на дорожное хозяйство может вырасти в 3–4 раза.
Итак, денег в регионах станет больше, поэтому очень важно субъектам РФ разработать систему приоритетов: на какие нужды их расходовать в первую очередь. На федеральном уровне такие цели определены: это содержание дорог и приведение их в нормативное состояние. Акцент на восстановление дорожной сети, а не на строительство новых объектов, по мнению заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, следует сделать и региональным дорожникам. К приоритетным могут быть отнесены и программы замены ремонтонепригодных мостов, освещения автодорог и ряд других.
Рост объемов дорожных работ может повлечь за собой проблему нехватки трудовых ресурсов, специалистов дорожной отрасли, заметил Олег Белозеров. Поэтому вопросы квалифицированных кадров выдвигаются на первый план. Важно также принять меры для стабильного снабжения дорожных объектов стройматериалами и выработать механизм, препятствующий непомерному увеличению их стоимости. Иначе преимущества от увеличения дорожных фондов будет нивелированы.
Наступивший год во многом будет показательным. По мнению Олега Белозерова, с учетом решений, связанных с формированием региональных дорожных фондов, роль Ассоциации территориальных органов управления автодорогами возрастает. Появляются дополнительные финансы, а следовательно, новые технические возможности. В этой ситуации регионы должны более активно взаимодействовать друг с другом, восстанавливать горизонтальные связи, перенимать современные технологии, которые могут повлиять на эффективность использования средств и сократить стоимость объектов. Взаимодействие регионов друг с другом важно и для стыковки программ развития дорожной сети соседних субъектов РФ. В координации таких планов, по мнению Олега Белозерова, могла бы участвовать ассоциация.
Повестка дня заседания комиссии РАДОРа была насыщенной. О законодательных аспектах регулирования дорожного хозяйства в сфере реализации ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» рассказал директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко.
Вопросам финансирования дорожной отрасли, господдержки бюджетов субъектов РФ, изменениям правового регулирования в сфере дорожного хозяйства было посвящено выступление заместителя руководителя Росавтодора Иннокентия Алафинова.
Итоги работы комиссии РАДОРа по развитию, ремонту и содержанию автодорог в 2011 году подвел ее председатель Андрей Ярошутин. В обсуждении темы заседания также участвовали директор ФГУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» Константин Угаров, заместитель министра дорожного хозяйства Калужской области Павел Лучко, заместитель генерального директора ФГУП «РосдорНИИ» Александр Кулижников, представитель ЗАО «Центр стратегических автодорожных исследований» Ирина Ганеева и другие.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
12.01.2012