на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта.
Правительство Российской Федерации остро ставит вопрос по наведению порядка Федеральными органами исполнительной власти в сфере контроля и надзора. В том числе и в транспортном комплексе. На это в своем ежегодном послании обратил внимание Президент России Дмитрий Медведев. Председатель Правительства РФ Владимир Путин проводил специальное совещание по этому вопросу. Постоянное внимание к вопросам контроля и надзора уделяет руководство Минтранса России. Так, в расширенном заседании Коллегии Ространснадзора приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, статс–секретарь – заместитель министра Сергей Аристов, заместители министра Николай Лямов и Виктор Олерский.
С докладом выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков. Из огромного количества цифровых выкладок отметим лишь некоторые. Например, под контролем Ространснадзора находятся более 700 тыс. хозяйствующих субъектов. За прошедший год сотрудниками службы проведены 125 тыс. контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены 330 тыс. нарушений законодательства. К административной ответственности привлечены 86 тыс. нарушителей, аннулированы 101 лицензия, выданы более 58 тыс. предписаний. 28 тыс. материалов проверок направлены в органы прокуратуры и суды, и в подавляющем большинстве эти иски были удовлетворены судами, что свидетельствует о должном уровне качества проводимых проверок.
Очевидно, что объективными показателями безопасности транспорта являются количество происшествий и тяжесть их последствий. Вот скорбная статистика минувшего года – более 6 тыс. происшествий, в которых погибли 257 и травмированы 3854 человека. Среди основных причин большинства аварий и происшествий отмечены такие, как низкий профессиональный уровень персонала, физический и моральный износ транспортных и технических средств, эксплуатация наземной инфраструктуры с просроченным капитальным ремонтом, невыполнение лицензионных требований.
Однако стоит отметить, что в целом количество происшествий в транспортном комплексе по сравнению с 2008 годом сократилось на 6%. К хорошим показателям привели и совместные проверки с Контрольным управлением Президента РФ, Генеральной и транспортной прокуратурами, МВД, ФСБ и международными организациями. Почти на 10% снизилось количество нарушений правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и количество ДТП на автомобильном лицензируемом транспорте. На морском и речном транспорте этот уровень опустился на 13%. Такая же тенденция наблюдается и в гражданской авиации – число происшествий сократилось на 8%, инцидентов – на 6%, серьезных инцидентов – на 28%.
Впрочем, по признанию докладчика, еще рано говорить о приемлемом уровне безопасности. Так, территориальные органы службы в минувшем году усилили работу по применению Кодекса РФ об административных нарушениях. И это дало результат – количество привлеченных за правонарушения увеличилось вдвое. Ространснадзором разработана «Методика применения норм Кодекса», однако на местах имеются серьезные упущения при составлении протоколов и постановлений. А это подрывает авторитет службы, создает предпосылки для дальнейших правонарушений законодательства, способствует возникновению у нарушителей чувства безнаказанности.
О высоком предназначении ФСНТ говорил в своем выступлении и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он призвал сделать приоритетным все то, что связано с безопасностью человека. В частности, исключить формальные проверки, создающие лишь иллюзию порядка и отвлекающие силы и средства от реально существующих проблем. По мнению министра, надзорные органы не должны быть инструментом недобросовестной конкуренции и административного давления на бизнес. Но при этом должны принимать меры, направленные на повышение уровня ответственности всех предпринимателей, которые преследуют только свои личные интересы и не соблюдают национальные стандарты безопасности и качества перевозок. Глава Минтранса России признал, что в деятельности транспортного комплекса имеют место указанные недостатки. Он призвал не допускать формализма при проведении контрольных процедур, когда проверки проводятся ради проверки и выполнения плана, который направляется в центр. Необходимо проводить профилактические мероприятия по предотвращению коррупционных проявлений в любых его формах.
Но в территориальных органах службы такие серьезные нарушения еще наблюдаются. Об этом рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Генпрокуратуры РФ Наталья Ростовцева. Недавняя проверка показала, что есть еще случаи, когда сотрудники, в том числе руководящего звена, являются учредителями или руководителями коммерческих организаций. И используют свое должностное положение для личного обогащения. Не единичны факты совмещения контрольно–надзорных функций с оказанием платных услуг, передачей своих полномочий на платной основе различным акционерным обществам. Генпрокуратура провела проверку одного из территориальных управлений, где сотрудники принуждали фирмы использовать коммерческую организацию для получения лицензии.
Удивительно, но и решение столь представительного органа, как Генпрокуратура, не всегда возымеет действие. На это посетовал председатель подкомитета по транспортной безопасности Комитета по транспорту Госдумы РФ Виктор Войтенко. Существующий Федеральный закон «О транспортной безопасности» далеко не полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня. Необходимо ужесточить ответственность таких компаний, как, например, «ГазпромавиаЧита». С грубейшими массовыми нарушениями законодательных требований она уже длительное время осуществляет топливообеспечение воздушных судов. При этом абсолютно игнорирует не только сертификационные и технологические требования, но и представления контролирующих органов об устранении грубейших нарушений. И никто не может повлиять на этот процесс. Представление прокуратуры есть, а реакции чиновников нет. Интересно, как компания вообще получила лицензию?..
В докладе руководителя Ространснадзора достаточно подробно было рассмотрено положение дел во всех видах транспорта. Например, под контролем Госжелдорнадзора находится более 16 тыс. предприятий, 194 тыс. км железнодорожного пути, 27 тыс. единиц тягового подвижного состава, 989 тыс. вагонов всех типов. А штат сотрудников составляет 325 человек. Существующая численность позволяет охватить инспекторскими проверками предприятия с периодичностью один раз в 4–5 лет.
Что же они выявили за минувший год? Остается высоким риск возникновения транспортных происшествий в путевом, локомотивном и вагонном хозяйствах. Острым остается вопрос обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Но главное – увеличилось количество актов незаконного вмешательства (терроризм). Наиболее тяжелым явилось крушение пассажирского поезда «Невский экспресс», когда погибли 26 пассажиров и больше ста были ранены.
Как рассказал старший вице–президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, в связи с террористической активностью против железнодорожного транспорта компанией разработана концепция комплексного обеспечения безопасности пассажиров, персонала и объектов РЖД. Только в прошлом году на эти цели были потрачены более 10,8 млрд руб. Организована охрана более 5400 наиболее важных объектов. В рамках инвестиционного проекта «Антитеррор» установлены системы технических средств защиты более чем на 1200 объектах, более 260 железнодорожных вокзалов оборудованы системами видеонаблюдения.
В 2009 году на морском и речном транспорте произошли 99 транспортных происшествий, погибли 7 человек. На морском транспорте допущены 3 кораблекрушения, 4 аварии. Отмечено, что все кораблекрушения произошли с судами, принадлежащими небольшим организациям, в которых вопросы обеспечения безопасности судоходства стоят на последнем месте.
Такая же ситуация наблюдается и в гражданской авиации. Из 11 авиационных происшествий – 9 (в том числе 8 катастроф) произошли с воздушными судами частных владельцев. Они получили сертификат летной годности как единичный экземпляр воздушного судна и не имевшие свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения.
Достаточно напряженная обстановка отмечается в области Госавтодорнадзора. Только по вине лицензируемых автобусов в прошлом году произошли 2260 тыс. дорожно–транспортных происшествий. Впрочем, тяжесть их последствий остается самой низкой по сравнению с другими видами транспорта.
Среди основных причин происшествий на автомобильном транспорте названа и неэффективная работа органов местного самоуправления в организации транспортного обслуживания населения. О болевых точках в этом вопросе рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Иван Панков. 1897 хозяйствующих субъектов имеют в области лицензии на перевозку пассажиров автобусами, и 90% из них – индивидуальные предприниматели. Причем на городских маршрутах 70% – автобусы малой вместимости. За прошлый год за ними числится 13 818 нарушений транспортного законодательства. Выход видится один – проведение конкурса по допуску перевозчиков. По его итогам на городских маршрутах должны остаться 2–3 крупных предприятия, которые будут полностью отвечать требованиям обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Еще одна проблема – весовой контроль. Только за прошлый год были проверены более 1 млн транспортных средств, составлены свыше 15 тыс. актов за нарушения правил перевозки. Кстати, для эффективной работы системы весового контроля разработана и внедрена на автомобильной дороге М–9 «Балтия» новая система с использованием технологии взвешивания грузового транспорта в движении. Причем без ограничения скорости потока.
О том, какие трудности испытывают с этим в олимпийском Сочи, рассказал начальник Межрегионального управления Госавтодорнадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Павел Переверза. Так, соглашение об осуществлении весового контроля на федеральной дороге Адлер – Красная Поляна было согласовано с ФСБ еще в сентябре. Но до января оно пролежало под спудом. Заработало оно только после вмешательства заместителя министра транспорта Николая Лямова. Возникли неожиданные проблемы на этой трассе и с несанкционированными съездами. Ни предписания, ни представления в прокуратуру в борьбе с ними результата не дали. Пока лично не вмешался министр транспорта.
…Все–таки удивительная у нас страна. Даже простые проблемы решать приходится при участии первых лиц.
И трижды прав Павел Переверза, утверждая, что сегодня Сочи – это лицо его службы, очень скоро – лицо Минтранса России, а в 2014 году – лицо всей нашей страны.
Об этом надо помнить теперь уже каждый день.
Виктор ЧИРКИН,
обозреватель «ТР»