и специальных программ Минтранса России Геннадий ДЕНИСЮК.
Нередко в нашем законодательстве появление федерального закона не дает возможности сразу все разложить по полочкам, четко взаимодействовать всем заинтересованным структурам. Потому что, как правило, требуются связующие нормативно–правовые документы. Не стал в этом плане исключением и Закон «О транспортной безопасности». Об этом сегодня рассказывает директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Геннадий ДЕНИСЮК.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» впервые закрепил юридическое понятие «транспортная безопасность» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Необходимость принятия данного закона была вызвана участившимися случаями актов незаконного вмешательства в транспортный комплекс страны, в том числе и террористической направленности.
Транспорт, как известно, ввиду специфики своей работы сам по себе является потенциальным источником опасности. Когда же происходит противоправное вмешательство в его функционирование, то угроза становится реальной, причем с тяжелейшими последствиями.
В настоящее время основной задачей Министерства транспорта РФ является дальнейшая разработка нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Ее основу должны составить акты Правительства РФ, Минтранса России, другие нормативные документы.
Так, уже принят ряд нормативных правовых актов. Это три постановления Правительства РФ – «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности». Следует добавить, что распоряжением Правительства РФ утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Кстати, в соответствии с последним постановлением в федеральных агентствах и службе, подведомственных Минтрансу России, созданы структурные подразделения транспортной безопасности, в том числе и в их территориальных органах, а сами федеральные агентства – Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор наделены полномочиями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности.
Ими должны исполняться следующие функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности: аккредитация специализированных организаций; утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение их реестра и утверждение планов.
Относительно недолгое действие Федерального закона «О транспортной безопасности» выявило необходимость корректировки отдельных его положений, которые были внесены федеральными законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Усложнение криминогенной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры в ряде регионов вынудило их руководство совместно выступить с инициативой ужесточить меры юридической ответственности, применяемые к лицам, виновным в совершении актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Данная инициатива была поддержана Правительством Российской Федерации и Советом безопасности Российской Федерации.
Разработанный Минтрансом России по поручению Правительства РФ проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте» предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно–процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В настоящее время, после одобрения Правительством Российской Федерации законопроект внесен в установленном порядке в Государственную думу.
Теперь конкретно. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусматриваются изменения и дополнение, направленные на ужесточение ответственности за незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса.
Предполагается ввести уголовную ответственность за отказ от выполнения трудовых обязанностей работниками транспортного комплекса, когда такой отказ запрещен законом, если это деяние повлекло причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо причинение крупного ущерба.
Устанавливается уголовная ответственность лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, когда нарушение (несоблюдение) им требований по обеспечению транспортной безопасности вызвало наступление негативных последствий.
Усиливается уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения вне зависимости от наступления общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью или причинения крупного ущерба.
Расширяется область объектов уголовно–правовой охраны от диверсий посредством распространения ее на весь транспортный комплекс.
Законопроектом предполагается внесение изменений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации в части изменения норм подследственности, подсудности новых и изменяемых составов преступлений.
Если говорить об изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, то здесь расширяется область применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности посредством распространения ее на составы правонарушений в области транспортной безопасности.
Ужесточается ответственность граждан и должностных лиц за совершение действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте, посредством увеличения размеров налагаемых на них административных штрафов, а также посредством установления возможности наложения на граждан административного ареста на срок до 15 суток.
Устанавливается административная ответственность для субъекта транспортной инфраструктуры за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности при отсутствии общественно опасных последствий, за невыполнение субъектом транспортной инфраструктуры в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также за непредставление информации об актах незаконного вмешательства.
Принятие законопроекта позволит усилить ответственность за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также ужесточит наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса, что, в свою очередь, позволит повысить степень его защищенности от актов незаконного вмешательства.
Теперь о ведомственном правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности.
В настоящее время подписан и получил государственную регистрацию приказ Минтранса России от 3 ноября 2009 г. № 194 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», что позволяет федеральным агентствам приступить к одной из важных функций – категорированию. Кстати, Росжелдором уже присвоена первая категория объектам транспортной инфраструктуры, обеспечивающим функционирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург. Иными словами, высокоскоростному ж/д сообщению присвоена наивысшая категория, что предполагает проведение мероприятий по защите от актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, соответствующих наиболее жестким требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Также в Минюсте России на государственной регистрации находятся еще ряд приказов Минтранса России, регламентирующих другие функции по обеспечению транспортной безопасности.
В ближайшее время планируется внести на государственную регистрацию приказ Минтранса России «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Вся наша работа нацелена на практическую реализацию Федерального закона «О транспортной безопасности», однако мы понимаем, что без качественно проработанной нормативной правовой базы мы не получим тех эффективных результатов, на которые рассчитываем. Современные технологии и технические средства безопасности весьма затратны, да и они, если говорить о транспортных коммуникациях, простирающихся на тысячи километров, не всегда эффективно могут их защитить. Поэтому к вопросам транспортной безопасности необходимо подходить комплексно и системно, охватывая все виды транспорта.
Практической реализации мероприятий существенно препятствуют следующие проблемы. Во–первых, пока не в полном объеме приняты нормативные правовые акты, необходимые для исполнения федеральными агентствами по видам транспорта функций компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности. Во–вторых, до настоящего времени не разработаны тарифы на проведение оценки уязвимости специализированными организациями в этой области. И в–третьих, не реализованы в полном объеме мероприятия по созданию Единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
Минтрансом России предпринимаются необходимые усилия по решению указанных проблемных вопросов в возможно короткие сроки. В частности, созданы межведомственные рабочие группы в целях ускорения и межведомственного взаимодействия при решении поставленных задач.
Основная нагрузка по исполнению закона, безусловно, ляжет на юридические и физические лица, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом не стоит забывать, что государство по–прежнему остается основным владельцем федеральных автомобильных дорог, судоходных каналов на внутренних водных путях. Поэтому определенную финансовую нагрузку будет нести и государство.
Полагаем, что предпринятые Минтрансом России совместно с федеральными агентствами и службой, транспортными организациями правовые, экономические, организационные и иные меры по обеспечению транспортной безопасности значительно повысят защищенность и обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса.