В преддверии Дня работников дорожного хозяйства в Москве состоялась международная специализированная выставка–форум «ДорогаЭкспо–2015».
Масштабная экспозиция, посвященная развитию дорожной инфраструктуры России, развернулась в залах выставочного центра «Крокус Экспо». Ее экспоненты представили весь спектр продукции и услуг для комплексного решения задач по развитию дорожно–строительной отрасли, продвижению инновационных технологий, повышению уровня безопасности и комфорта дорожного движения.
Участниками выставки–форума стали представители более 190 компаний из 27 регионов России и 8 зарубежных стран.
«Мы знаем, как дороги преобразуют жизнь, – это не только качество инфраструктуры, но и перспективы развития ряда отраслей экономики регионов», – заявил министр транспорта РФ Максим Соколов на церемонии открытия.
В тот же день состоялось расширенное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, основной темой которого стала безопасность дорожного движения. Приоритетными задачами отрасли руководитель Росавтодора Роман Старовойт назвал стабильность финансирования, повышение эффективности расходования бюджетных средств и обновление нормативной базы. Он напомнил, что с 2014 года финансирование ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог производится в объеме 100% от норматива, что можно назвать прорывом в ресурсном обеспечении.
В то же время проблемой остается отставание нормативов финансирования дорожной отрасли от действующих технических норм и сметных расценок, что Счетная палата фиксирует как превышение фактической стоимости дорожных работ над нормативной. Так, в настоящее время норматив, по которому отрасль получает средства из бюджета, составляет 28 млн руб. за 1 км капитального ремонта автомобильной дороги и 8 млн руб. за 1 км ремонта. Тогда как фактическая средняя стоимость составляет 47 млн руб. и 12 млн руб. соответственно.
«Нормативы денежных затрат необходимо пересматривать», – уверен Роман Старовойт. Он отметил, что эти нормативы были утверждены еще в 2007 году. Проекты тех лет разрабатывались в условиях длительного периода недофинансирования отрасли, когда основной задачей в рамках выполнявшихся ремонтов было поддержание существовавшей автодорожной сети. Тогда задача совершенствования и развития дорожной сети просто не ставилась. Сегодня приоритеты изменились. Согласно поручению Президента России межремонтные сроки должны быть увеличены до 12 лет, а это значит, что нужно повышать долговечность дорожной сети усилением дорожных конструкций и применением новых материалов и технологий.
Пока же около 12 000 км федеральных дорог работают в режиме перегруза, когда интенсивность движения значительно превышает их проектные значения. В большинстве случаев они требуют реконструкции. Если исходить из технических норм и требований, которые определяют срок службы дороги в 25 лет, ежегодно в России должны реконструироваться порядка 2000 км, а не 250–300 км в год, как сейчас.
«Чтобы привести дороги к современным требованиям по прочности и осевым нагрузкам, необходимо принять программу реконструкции федеральных дорог с обозримым сроком реализации, предусмотрев ее финансирование в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», – уверен Роман Старовойт.
Недостаток финансирования касается и оснащения дорог техническими средствами организации дорожного движения, которые непосредственно влияют на повышение безопасности. Так, потребность в средствах на устройство барьерного ограждения, линий освещения, пешеходных переходов в разных уровнях, дорожных знаков, светофоров на 1 января 2015 года составляла порядка 50 млрд руб. В ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» на эти цели выделялись 5 млрд руб. в год, однако с 2017 года этот объем снизится до 1 млрд руб. В ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» предусматриваются вообще 160 млн руб. в год. В результате – темпы комплексного обустройства дорог довольно скромные. Другие данные Росавтодора: потребность в разноуровневых пешеходных переходах на всей сети федеральных дорог составляет 384 единицы, тогда как в год возводятся порядка 10–20. При потребности освещения 3200 км линий ежегодно строятся около 300 км. При потребности 13 500 км барьерных ограждений их ежегодный прирост составляет 250–300 км.
Все это приводит к тому, что в 30–40% ДТП фиксируется недостаток эксплуатационного состояния дорог (как сопутствующий фактор). Причины – отсутствие или предельный износ разметки, неправильное или неполное обеспечение видимости дорожных знаков, недостаток освещения, тротуаров, пешеходных ограждений, сбои в работе светофорного оборудования, нарушения в размещении рекламных конструкций.
Тревогу вызывает тот факт, что 70% ДТП совершаются в населенных пунктах, рассказал заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Павел Бугаев. И хотя показатели по числу ДТП и смертности в России несколько снижаются (с начала года число травмированных в ДТП уменьшилось на 9%, погибших – на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года), работы предстоит очень много.
Только в первом полугодии 2015 года к административной ответственности за нарушения правил ремонта, содержания автомобильных дорог возбуждены более 7000 дел в отношении юридических лиц и 38 000 в отношении должностных лиц, из них подавляющее большинство – муниципального и территориального уровней.
Одной из мер может стать создание института независимого аудита безопасности дорожного движения, а также повышение внутриотраслевого контроля за соблюдением сроков, технологий и качества выполнения дорожных работ, уверен Павел Бугаев. Кроме того, он предлагает безопасность движения сделать показателем успешной работы местных властей.
Сегодня традиционные методы борьбы с аварийностью не работают, поскольку разрабатывались они для применения в других условиях. С тех пор заметно повысились уровень автомобилизации, плотность населения и скорость передвижения, отметил заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин. По его словам, все это привело к тому, что проблема безопасности дорожного движения из разряда узкопрофильной переросла в системную. Поэтому ее решение невозможно без участия всех органов государственной власти. По его мнению, сегодня необходимо устранить «рас-
координацию взаимодействия» заинтересованных властных структур в области финансирования дорожной отрасли. В частности, модернизация нормативов должна идти в ногу с прогрессом. Он также отметил, что необходимо развивать смежные направления, в частности, санитарную авиацию, а также повышать социальную ответственность бизнеса. Ведь зачастую аварии происходят по причине несоблюдения режима труда и отдыха, в первую очередь это касается профессиональных водителей–дальнобойщиков. Либо же на линии выпускают новичков с низким уровнем водительских навыков. В этом смысле рассчитывать только на ГИБДД бессмысленно. Возможно, эти инициативы нужно закрепить законодательно, резюмировал Евгений Бушмин.
В рамках выставки–форума прошла серия «круглых столов», на которых участники обсудили ключевые проблемы отрасли.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР
15.10.2015