Морская доктрина России в сфере безопасности морских
и речных перевозок, шла речь
на совещании Морской коллегии
при Правительстве РФ.
Безопасность мореплавания и судоходства определяется не только техническим состоянием парка судов, но и их современным навигационно–гидрографическим обеспечением, а также состоянием внутренних водных путей. О том, как выполняется Морская доктрина России в сфере безопасности морских и речных перевозок, шла речь на совещании Морской коллегии при Правительстве РФ.
Требования к техническому оборудованию судов в России возрастают, отметил в своем выступлении исполняющий обязанности председателя Морской коллегии, министр транспорта РФ Игорь Левитин. В восточной части Финского залива, в заливе Петра Великого, в Кольском заливе, Азово–Черноморском бассейне и на других акваториях России созданы современные интегрированные системы безопасности мореплавания и судоходства, в том числе региональные, внедряется система дальней идентификации и контроля за местоположением судов. Однако анализ аварий говорит о том, что основной их причиной является человеческий фактор.
Более подробной статистикой поделился руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов. Сейчас под надзором службы находятся более 40 000 хозяйствующих объектов, в том числе более 7500 организаций–судовладельцев на внутреннем водном транспорте, которые располагают флотом более 30 000 судов, а также 1000 организаций, эксплуатирующих речные и судоходные сооружения. Всего в 2011 году были проверены 1300 судовладельческих организаций, 700 гидротехнических сооружений, осмотру экспертов подверглись более 25 000 судов. Как заявил Александр Касьянов, по результатам года рост выявляемых нарушений составил 25%, за допущенные административные правонарушения привлечено в 1,3 раза больше ответственных лиц, чем годом ранее. Даже учитывая, что меры административной ответственности юридических и физических лиц законодательно занижены, общая сумма наложенных штрафов за нарушения возросла за год на 42%.
Согласно информации докладчика результатом осмотра 25 000 судов в 2011 году стало то, что почти на четверть (24%) возросло количество случаев приостановки движения судов за различные нарушения в области безопасности судоходства. 2850 судов, то есть каждое десятое, были задержаны до полного устранения нарушений. И хотя общее состояние аварийности в прошлом году снизилось на 3,5%, однако при этом были допущены тяжелейшие катастрофы, еще раз напомнил Александр Касьянов. Он подтвердил, что основной причиной происшествий на воде остается человеческий фактор. «Анализ аварийности показывает, что абсолютно все аварии произошли в результате игнорирования владельцами и капитанами судов требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства. А также из–за низкой квалификации членов экипажей судов и их неподготовленности к плаванию в сложных условиях», – подчеркнул руководитель Ространснадзора.
Одной из причин такой ситуации докладчик назвал слишком «легкую» ответственность исполнителей за нарушения. Так, несмотря на то, что многие капитаны морских портов наделены правами привлечения к административной ответственности, подобной практикой они почти не занимаются. «Моя поездка по портам Таганрог, Азов, Ростов–на–Дону показала, что инициативные возможности капитанов портов используются слабо, – пояснил Александр Касьянов – Так, в морском порту Таганрога в 2011 году специалисты службы капитана морского порта осмотрели 837 российских и иностранных судов, на 87 из них выявлены нарушения, а 5 судов задержаны за нарушения, представляющие угрозу для жизни и здоровья людей. Однако ни по одному из случаев административных мер со стороны капитана порта не последовало».
Возможно, капитаны не видят смысла заниматься административной практикой потому, что штрафные санкции за нарушения в рамках КоАПа остаются мизерными. То есть штрафы несоизмеримо ниже выгоды, которую получает судовладелец. «Надо создать условия, чтобы нарушать было невыгодно, вплоть до потери бизнеса или банкротства. При таком раскладе эффективность надзорных органов будет намного выше», – считает Александр Касьянов.
Тому, как в целом выполняется Морская доктрина РФ до 2020 года в сфере безопасности морских и речных перевозок, посвятил свой доклад заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. По его словам, Россия на сегодня – подписант более сорока международных конвенций и кодексов в области обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море, защиты и сохранения морской среды. Только за последние два года РФ присоединилась еще к четырем важным международным инструментам в этих областях.
Кроме этого, идет обширная нормотворческая деятельность. Так, одним из важнейших национальных документов, принятых за последнее время и регламентирующих безопасность морской деятельности, стал закон № 141–ФЗ, вносящий поправки в Кодекс торгового мореплавания. Большое значение имеет закон № 305–ФЗ, который устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов. Кроме того, Госдумой в первом чтении принят законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта. В этом законопроекте предлагается установить систему государственного портового контроля на внутренних водных путях. Для этого предполагается создать орган, ответственный за безопасность на реке, – администрацию речного бассейна. Предлагается также обязать судовладельцев разработать и применять систему управления безопасностью судоходства, ввести страхование гражданской ответственности за ущерб от основных рисков от судоходной деятельности.
Одной из важных проблем, влияющих на безопасность на водах, докладчик назвал снабжение судоводителей современными морскими навигационными картами, пособиями, извещениями. Дело в том, что выпуск новых карт прекращен, а корректура, наносимая на действующие, в силу большого объема делает эти карты непригодными для целей навигации и практического использования. До сих пор не выпущены таблицы приливов и Морской астрономический ежегодник на 2012 год. «Многие российские судовладельцы просто вынуждены закупать навигационные карты иностранного производства», – добавил замминистра. Для решения этих проблем Росморречфлот создал ФГУП «Картографические и информационные технологии», цель которого – ввести ведомственный картографический и геодезический фонд. Приказом Минэкономразвития уже утверждены положение о фонде и перечень материалов и данных, включаемых в него, в настоящее время идет его комплектование, а также создаются подведомственные региональные представительства.
Наконец, еще одной составляющей причин происшествий на водах является не лучшее состояние внутренних водных путей (ВВП) России и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) вследствие их хронического недофинансирования. Объем дефицита средств на текущее содержание ВВП составляет 5,6265 млрд руб. Этот дефицит необходимо ликвидировать, уверен он.
Виктор Олерский перечислил ряд мер, которые призваны способствовать повышению без-
опасности, вошедших в резолюцию совещания. Во–первых, поручить Минтрансу совместно с Минобороны подготовить предложения по нормативному урегулированию процедуры подготовки и распространения извещения мореплавателей. Во–вторых, поручить Минобороны, Минтрансу, Росморречфлоту завершить реорганизацию навигационно–гидрографического обеспечения торгового мореплавания в морских портах и на подходах к ним. В–третьих, поручить Минтрансу и Минобороны внести в Правительство РФ проект нормативного акта об участии Минтранса в деятельности Международной гидрографической организации и Международной организации маячной службы. В–четвертых, Минобороны совместно с Минтрансом и другими заинтересованными федеральными органами подготовить предложения об организации картографической деятельности РФ. И, в–пятых, утвердить состав совета по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель ТР
03.05.2012