Совета Росморречфлота рассмотрены итоги деятельности морского и речного транспорта
в 2011 году и задачи на 2012 год .
На расширенном заседании Совета Росморречфлота рассмотрены итоги деятельности морского и речного транспорта в 2011 году и задачи на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года. В работе совета приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, его заместитель Виктор Олерский, руководитель Ространснадзора Александр Касьянов, руководитель Росжелдора Алексей Цыденов.
Об основных итогах деятельности морского и речного транспорта в минувшем году и ближайших перспективах рассказал руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. Он отметил, в частности, что прошлый год стал годом активных преобразований в системе управления отраслью. На морском транспорте, после укрепления администраций морских портов, началось создание бассейновых администраций. Проводится реформирование Госморспасслужбы России, параллельно воссоздается инфраструктура Севморпути. На внутреннем водном транспорте продолжается реформирование управления внутренними водными путями, создаются администрации речных бассейнов, в которых вводится институт капитанов речных бассейнов и портового контроля. Кроме того, реформируются ФБУ «Подводречстрой», ФГУПы «Росморпорт», «Морсвязьспутник», «ГЦСС» и «Речсвязьинформ». Продолжается реформа отраслевого образования.
Цели и ход реорганизации администраций морских портов и государственных бассейновых управлений детально осветил заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.
Комментируя доклады, Игорь Левитин одной из главных задач назвал обеспечение технологической и транспортной безопасности в сфере морского и речного флота. При этом министр отметил, что все добросовестные перевозчики через соответствующие ассоциации призваны помогать Ространснадзору и Росморречфлоту выявлять недобросовестных конкурентов.
Говоря о перспективных направлениях развития отрасли, Игорь Левитин выделил развитие арктических маршрутов. По его мнению, Арктика в будущем должна стать новым транспортным коридором. Министр также призвал обратить особое внимание на «выращивание» проектных организаций с учетом применения новых технологий: «Мы добились больших объемов инвестиций в инфраструктуру, но при этом нет хороших проектных организаций, хороших технологий и материалов».
Касаясь реформирования учебных заведений, министр отметил, что свои предложения о том, кого и по какой специальности готовить, должны давать работодатели. Необходимо, по мнению министра, обеспечить тесную взаимосвязь вузов и предприятий, где будут работать выпускники. Этому мог бы способствовать порядок, при котором президентами транспортных учебных заведений становились бы руководители крупных судоходных компаний. На первом этапе они могли бы возглавить попечительские советы.
Затронув вопрос о взаимодействии портовиков и железнодорожников, министр призвал обратиться к практике заключения узловых соглашений. На повестке дня развитие железнодорожных подходов к портам, строительство станций отстоя вагонов в ожидании судов. По словам Игоря Левитина, такие предпортовые станции должны быть в концессии или в собственности соответствующего морского порта.
Президент госкомпании «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко в своем выступлении сообщил, что на сегодняшний день российскими судовладельцами контролируются 1418 судов общим дедвейтом чуть меньше 20 млн тонн. При этом следует отметить, что тенденция увеличения количества судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, усиливается.
За прошлый год сданы в эксплуатацию 26 судов коммерческого тоннажа, и уже можно говорить о том, что тенденция старения флота, сопровождавшаяся отсутствием заказов в российском судостроении, в 2011 году переломлена. Пароходства активно начинают заказывать флот на российских верфях. Наиболее успешно развивается сегмент строительства судов река–море плавания.
Роман Троценко напомнил, что основные заказы, поступившие в российское судостроение в 2010 году, касались вспомогательного флота и спасательных судов, предназначенных для Минтранса, что дало толчок развитию отечественных судостроительных предприятий. В настоящее время в российском судостроении получены дополнительно большие заказы на строительство дизель–электрических ледоколов, а также подписано соглашение о строительстве серии атомных ледоколов с закладкой первого в этом году. Подобная масштабная программа судостроения не реализовывалась в стране 22 года.
По мнению главы ОСК, тяжелый период «безвременья» с крайне низким уровнем загрузки предприятий, с отсутствием заказов в российском судостроении остался позади. Как результат, все верфи, которые на сегодняшний день могут квалифицированно и в срок строить суда, полностью загружены.
Вместе с тем явное оживление в судостроении высветило ряд проблем. Во–первых, в связи с тем, что за последние два десятилетия проектирование практически не велось, корабелы столкнулись с огромным количеством инженерных и проектных ошибок в документации, которая приходит на верфи.
Во–вторых, в современных условиях судоходства требуется разработка принципиально новых проектов, т.е. опираться на привычные серии судов уже нельзя. Жизнь требует новых решений, и отдельные крупные судоходные компании уже приступили к заказам на проектирование судов нового класса.
Третье – часть верфей в результате многолетней незагрузки сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных кадров, низкой производительности труда, устаревшего оборудования.
В ходе работы совета обсуждались также вопросы субсидирования процентных банковских ставок, что стимулирует обновление флота. Нашли поддержку предложения ряда компаний об установлении «плавающих» сроков начала и окончания навигации, о сокращении сроков оформления судов для плавания под российским флагом, об улучшении качества образования в транспортных вузах, повышении престижности профессии водника. Были рассмотрены и другие актуальные темы.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
22.03.2012