• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Сибиряки за границей

Казалось бы, от Сибири до Западной Европы далеко, но студенты
Омского государственного университета путей сообщения доказывают обратное, регулярно стажируясь за рубежом.

Казалось бы, от Сибири до Западной Европы далеко, но студенты Омского государственного университета путей сообщения доказывают обратное, регулярно стажируясь за рубежом. Университет обменивается студенческими группами для практики с транспортными вузами Австрии и Германии, омские студенты–железнодорожники выполняют часть дипломных проектов в Германии, обучаются в Чехии, Швеции – и это далеко не полный список международной деятельности ОмГУПСа.

Технический университет Вены (Австрия)

Осенью 2008 года ОмГУПС вступил в консорциум высших учебных заведений Европы и России, что позволило студентам, аспирантам и сотрудникам нашего вуза поучаствовать в конкурсе на получение стипендии по программе «Erasmus Mundus External Cooperation Window (ECW)».
Пройдя по конкурсу, я поехал учиться в Технический университет Вены (Австрия). Первое, что удивило, – редкое занятие здесь обходилось без участия высоких технологий, а только с использованием мела и доски. Материал выдавался в качестве презентаций через проектор, а потом лекции выкладывались на интернет–страничке университета, доступ к которой предоставлялся после авторизации в системе логином и паролем, получаемым при регистрации в вузе.
Показательны были семинары, на которых рассматривались различные проблемы в энергетике. К примеру –  специфика использования ядерной энергии для электроснабжения и отопления городов, безопасность этой технологии, целесообразность ее дальнейшего развития. Такие семинары собирали полные аудитории, так что иногда не хватало мест.
На одном из таких семинаров, посвященном развитию ядерной энергетики Австрии, я оказался свидетелем настоящих научных прений, в которых принимали участие профессора из различных уголков страны.
В основном практические занятия были заменены выполнением проектных и курсовых работ, под которые не отводилось часов в расписании, а предполагалось возникающие вопросы решать с преподавателем лично. Такая возможность рассчитывать курсовой проект в любое удобное время, высвобождая учебные часы, является несомненным плюсом. Это приучает студента самостоятельно работать.
Экзамены проводились в трех формах: письменного ответа на вопросы из лекций; письменного ответа на вопросы из лекций в сочетании с решением задач и письменного ответа на вопросы из лекций с решением задач (с последующей их устной защитой). Свою оценку можно было узнать как сразу после устной защиты, так и через несколько дней на страничке университета.
Я окончил обучение в Техническом университете Вены со всеми положительными оценками, получив не только навыки общения и учебы на иностранном языке, но и возможность сравнить системы обучения у нас и за границей.

Василий КАЗИМИРОВ,
студент 5 курса специальности
«промышленная теплоэнергетика», ОмГУПС

Чешский технический университет (Прага)

Учебу в осеннем семестре мы проходили в Чешском техническом университете (CTU) в Праге по программе «Erasmus and Exchange».
Первая неделя для иностранных студентов отводится на адаптацию и подбор учебных дисциплин. В этом незаменимую помощь оказывает международный студенческий клуб (ISC) Чешского технического университета: его представители организуют вводные лекции, знакомят студентов с правилами проживания и обучения, с университетом, его аудиториями и лабораториями, помогают выбрать курсы.
Следует рассказать о системе образования в Чешской Республике: оно бесплатное, если ты обучаешься на чешском языке, но если на английском – то придется платить. Для каждой специальности существует определенный набор дисциплин на каждый учебный год, так что можно выбрать те предметы, которые будешь изучать осенью, и те, которые весной.
Образование осуществляется по кредитной системе, то есть каждый предмет (в зависимости от сложности и загруженности) оценивается набором кредитов. За каждый семестр необходимо набрать определенное число кредитов: минимальное – 30.
Хотя мы и являлись иностранными студентами, на экзамене нам поблажек не делали. Тем не менее все экзамены мы и наши товарищи сдали на А и В (что означает «отлично» и «очень хорошо»). Все дисциплины преподавались на английском языке, но благодаря хорошей подготовке в ОмГУПСе и самостоятельному обучению серьезных языковых проблем не было. В этом плане помог опять–таки международный клуб студентов, который постоянно организовывал помощь в изучении языков (курсы, тандемы с другими студентами и пр.).
В течение семестра трудностей с учебой тоже почти не возникало, так как знания, полученные в ОмГУПСе, позволяли быстро воспринимать и усваивать учебный материал, за что большое спасибо нашим преподавателям.
В Чешском университете часть учебного процесса преподаватели ведут по электронной почте, и нет необходимости обращаться к ним по каждому вопросу. Все расчетные работы и проекты передаются преподавателям также по электронной почте.
Высокие технологии в Европе внедрены в повседневную жизнь шире, в остальном же система образования и преподавания дисциплин очень похожа на нашу – лекции, практические занятия, лабораторные. Методика проведения лабораторных работ у каждого преподавателя своя: кто–то требует предварительной подготовки и высылает для этого материал на электронную почту, кто–то объясняет все на занятиях.
Выполнение всех лабораторных работ для студентов обязательно, они проводятся для того, чтобы помочь студентам закрепить на практике лекционный материал и лучше подготовиться к экзамену. Такая организация учебного процесса требует от студентов самоорганизации и сознательного отношения к учебе. Что касается электротехнических дисциплин, то практически все лабораторные установки – цифровые, и лекционный материал поясняет цифровой принцип работы того или иного устройства, что очень удобно.
С университетом тесно взаимодействуют многие крупные фирмы, повсюду размещена их реклама. Предприятия поставляют в университет свою продукцию, а студенты проводят лабораторные и исследовательские работы на этом оборудовании, что помогает сократить разницу между тем, что они изучали в университете, и тем, на каком оборудовании им предстоит работать по специальности. Цель этого – не просто дать студентам знания, но и предоставить возможность применить их на практике.
Например, в исследовательском центре Ericsson и Vodafone, размещенном прямо в учебном корпусе университета, компании указывают перспективные и необходимые для их развития научные задачи, а студенты, выполняя проекты, пытаются реализовать их. Причем компании поставляют все необходимое оборудование и платят именные стипендии успешно работающим в их центре студентам.
В исследовательском центре оптоволокна исследуется весь цикл создания волоконно–оптических линий. Там тоже работают в основном студенты. Удивило, что абсолютно каждый сотрудник отлично изъясняется на английском, а директор этого центра неплохо говорит и на русском, так как оканчивал Московский государственный университет.
В этой поездке мы познакомились с системой образования в Чехии, увидели, что можно изменить в лучшую сторону в нашем университете, и осознали, чего мы уже достигли.

Александр ПФЛЮК и Федор ДУБИНИН,
студенты 5 курса специальности
«автоматика, телемеханика и связь
на железнодорожном транспорте», ОмГУПС

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya