• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Кто сядет за баранку?

Кто сядет за баранку?
В Вакансии водителей автобусов все чаще занимают гастарбайтеры
Кто сядет за баранку?

Еще каких–то два десятилетия назад профессия водителя автобуса в Хабаровском крае по рейтингу значимости была второй после летчика. Это сказывалось и на оплате труда, и на условиях работы. Но в последнее время отрасль испытывает острый дефицит водителей категории D, причем с каждым годом ситуация только обостряется. 

Как отмечает директор МУП «Хабаровское автотранспортное предприятие» Алексей Деменок, сегодня мы пришли к неутешительному итогу: в отрасли нет достаточного количества водителей автобусов, чтобы обеспечить потребности региона. Причем эта проблема касается не только муниципальных предприятий, у коммерческих перевозчиков идентичная ситуация. Почему?

Пассажиры нередко жалуются на то, что водители нарушают правила дорожного движения. Люди спрашивают: «Почему к работе допускаются неквалифицированные специалисты?» Давайте разберемся. 

Для работы водителем автобуса подойдет далеко не каждый. Как считает Алексей Деменок, это должен быть человек высокой личной ответственности, профессиональной водительской подготовки. Как вы думаете, пойдет человек с такими личностными качествами на довольно скромную зарплату при, скажем так, не самых лучших условиях труда? Вопрос риторический.

По мнению директора Хабаровского автотранспортного предприятия, общество само себя обманывает. С одной стороны, поднимает планку квалификации специалистов, с другой, оценивая их работу, не готово материально обременять себя. Ведь ни для кого не секрет, что водитель автобуса получает зарплату именно из тех денег, которые пассажир платит за проезд. Проблема острого дефицита водителей начинается именно отсюда. И как следствие – найти человека, готового обучиться этой профессии, непросто. Да и далеко не во всех регионах есть возможность учиться. 

В советские времена, вспоминает Алексей Деменок, существовали две программы обучения. Двухмесячные курсы переподготовки с одной категории на другую и пятимесячные, когда молодой человек с нуля получал профессию водителя автобуса. Сегодня начальные и средние профессиональные учебные заведения Хабаровского края (да и многих других регионов страны) не выпускают водителей автобусов. Профессию экскаваторщика, бульдозериста, тракториста, плотника, столяра получить в учреждениях профобразования можно, а выучиться на водителя автобуса почему–то нельзя. «Что мешает готовить водителей в училищах и техникумах за бюджетные деньги?» – задается вопросом Алексей Деменок.

По словам директора Хабаровского автодорожного техникума Татьяны Даценко, хотя учебное заведение имеет лицензию на обучение водителей автобусов, оно их не готовит, так как в настоящее время нет желающих учиться по этой специальности. Но даже если бы они были, в техникуме можно только получить теоретические знания, а для организации практических занятий нужна кооперация с работодателями. Но в том же МУП «Хабаровское автотранспортное предприятие» не хотят организовывать такую практику. За последние три года там за свой счет (а значит, и за счет пассажиров) подготовили 187 водителей автобусов. Тем не менее численность водительского состава МУП уменьшилась на 60 человек. Получается, что остальных специалистов предприятие выпустило на рынок труда региона. «Но это не наша функция, – сетует Алексей Деменок. – Этим должно заниматься государство». 

«Подготовка водителей категории D займет полгода, – рассказывает Татьяна Даценко, – это около 600 учебных часов. Техникум не может взять эти расходы на себя, потому что просто вылетит в трубу. Мы также не можем переложить эти траты на плечи государства, потому что для этого должен быть госзаказ. А нам с большим трудом выделяют деньги даже на подготовку специалистов по основным специальностям». Единственный возможный вариант, по мнению директора техникума, – готовить водителей автобусов через центр занятости населения. Ему на эти цели краевой бюджет выделяет средства.

Как пояснила директор Центра занятости населения Хабаровска Елена Бронникова, в прошлом году центр заключил контракт на обучение 10 водителей категории D. Однако выучились всего четыре человека, больше желающих не нашлось. В этом году готовы обучить 30 человек. Между прочим, обучение одного водителя автобуса обходится краевому бюджету в 38 105 рублей. Граждан с рекомендательными письмами от работодателей в центре занятости готовы учить в первую очередь.

Пока руководители учебных заведений дискутируют с работодателями о том, каким образом и за чей счет лучше готовить подобных специалистов, в Хабаровске и многих других городах России вакансии водителей автобусов все чаще занимают граждане из республик Средней Азии. По всему видно, ужесточение требований к допуску иностранцев за руль носит формальный характер. Переобучение иностранных граждан, получение ими водительских прав российского образца неплохо организовано и продумано.

В том же Хабаровске, к примеру, при наличии вида на жительство или разрешения на работу работодатель за свой счет собирает иностранных водителей группами и отправляет в учебный центр. Там в течение месяца их готовят для сдачи правил дорожного движения. Затем ГИБДД принимает экзамен, и все: права российского образца у иностранного гражданина в кармане, и он может продолжать свою трудовую деятельность. Навыки вождения и безопасность пассажиров при наличии бумажки, к сожалению, мало кого интересуют.

 

Артем СЕРГЕЕВ

22.08.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya