Транспортная полиция и Департамент авиационной
безопасности аэропорта Владивосток работают в тесном контакте.
Что обычно воруют? Как правило, это то, что можно как–то использовать в личных целях: продать или применить в быту. Но далеко не все наши действия логичны. Цель некоторых краж, с которыми встречаются в своей служебной деятельности сотрудники правоохранительных органов, крайне сложно объяснить. Вот, например, кража аварийно–спасательных жилетов с бортов воздушных судов… Ну для чего специализированный жилет может понадобиться рядовому гражданину? Ведь эта вещь мало того что одноразовая (после распаковки жилета из специального пакета он более будет непригоден), так еще и применение у нее единственное – для поддержания на плаву пассажиров и членов команд судов в аварийных ситуациях.
О методах выявления и предотвращения подобных преступлений в аэропорту города Владивостока рассказала майор полиции, дознаватель ЛОП в аэропорту города Владивостока Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте Анна ОНОШКО.
– Анна Валентиновна, а что, кража спасательного жилета – не единственная?
– За 4 года, которые я здесь работаю, количество краж жилетов увеличилось, но при этом, отмечу, что их раскрываемость на сегодняшний день составляет 100%. Связано это со следующим: когда появились первые случаи исчезновения имущества авиакомпаний, сотрудники полиции не могли установить по «горячим следам» лиц, совершавших преступления. Тогда была введена следующая практика: по прилете самолета, пока пассажиры ожидают выдачи своего багажа, бортпроводники в первую очередь делают осмотр салона воздушного судна на предмет наличия всего бортового имущества, доступного для пассажиров.
– А с чем вы связываете участившиеся случаи совершения подобного рода преступлений?
– Видимо, у людей все–таки российский менталитет такой: брать все, что «плохо лежит». Примеров более чем достаточно. Например, в конце прошлого года с борта самолета, прибывшего во Владивосток из Петропавловска–Камчатского, пропали два аварийно–спасательных жилета. По громкой связи пассажирам объявили о проведении встречного досмотра, в ходе которого один молодой человек подошел к сотруднику транспортной полиции и признался, что это он присвоил себе чужое имущество. Со слов парня, он посчитал, что в стоимость билета все включено, в том числе и аварийно–спасательное средство. Это, в принципе, был единичный случай на моей памяти, когда человек сам признался, что позаимствовал жилет.
Некоторые берут себе эти многострадальные жилеты для рыбалки, в качестве сувениров, просто так… К сожалению, люди даже не осознают, что они преступают закон. И это, несмотря на то, что бортпроводники непосредственно перед вылетом обо всем рассказывают.
За все время, что я здесь работаю, лишь два или три человека изъявили желание возместить ущерб авиакомпании, тем самым попытавшись загладить свою вину. Остальные абсолютно уверены в своей правоте и недоумевают, что такого плохого они сделали, что к ним столько внимания со стороны правоохранительных органов. Чаще всего, когда гражданам объясняешь, что они совершили уголовно–наказуемое деяние, максимум, какую реакцию видишь, – это удивление. Ни сожаления, ни раскаяния, ни страха… Вот буквально недавно было возбуждено очередное уголовное дело по факту кражи. И вновь жилета. Гражданин, совершивший преступление, не особо подбирая выражения, «попросил» меня отстать от него и больше не беспокоить по таким мелочам.
Обращаю внимание граждан: если они думают, что присвоение себе бортового имущества – это не преступление, то глубоко заблуждаются.
– Насколько значительна сумма ущерба, наносимая авиакомпаниям в случае кражи того же жилета?
– В среднем она составляет 3,5 тыс. руб. В масштабах страны авиакомпании терпят не маленькие убытки. И опять же, люди не задумываются о том, что самолет не вылетит до тех пор, пока все бортовое имущество не будет на месте. То есть если летят 50 человек, то согласно технике безопасности столько же должно быть всех необходимых средств и приспособлений. Если чего–то не хватает, вылет задерживается. А это недешево обходится авиакомпаниям.
– Какие профилактические меры принимаются именно сотрудниками транспортной полиции?
– В целях недопущения повторения подобного вида преступлений при выявлении кражи мы устанавливаем причины, обстоятельства и условия, способствующие его совершению, после чего в каждую авиакомпанию выносим соответствующее представление с предложениями, касающимися усиления контроля при досмотре.
На сегодняшний день налажено тесное взаимодействие со службами авиакомпаний и Департаментом авиационной безопасности ОАО «МАВ», которое благоприятно влияет на раскрываемость.
– Допустим, произошла кража… расскажите, какой алгоритм действий у сотрудников дальневосточной транспортной полиции в данной ситуации?
– Прежде всего, когда бортпроводник обнаруживает отсутствие какого–либо имущества на борту воздушного судна, он сообщает об этом представителю авиакомпании. Тот, в свою очередь, передает эту информацию в дежурную часть линейного отдела полиции в аэропорту города Владивостока. Оперативный дежурный направляет следственно–оперативную группу на место происшествия и оповещает о совершенном преступлении сотрудников департамента авиационной безопасности. Пассажирам, находящимся в зале ожидания, объявляется о проведении встречного досмотра, объясняются его правила, а именно: просьба ставить личные вещи (сумки, чемоданы и т. д.) на ленту интроскопа, а часы, ключи, телефоны и другие металлические предметы складывать на специальный столик рядом с лентой. Представитель департамента авиационной безопасности, поскольку он является сотрудником обученным, просматривает через монитор содержимое сумок, проходящих по ленте интроскопа, и определяет, есть ли в них похищенное имущество. При обнаружении такового он сообщает об этом сотруднику транспортной полиции, который просит гражданина перечислить вещи, находящиеся у того в багаже. Тут уже гражданам ничего не остается, как сознаться в присвоении собственности авиакомпании.
– Зачастую граждане теряют свои вещи в аэропорту. Что чаще всего встречается среди забытых вещей?
– Это сотовые телефоны. Очень часто вещи оставляются именно при досмотре: все выложили из карманов на столик, а забрать в спешке забыли. Часто пассажиры забывают ноутбуки, планшеты в зале ожидания.
– Наверняка граждане не всегда сразу замечают свою пропажу. А за это время кто–то предприимчивый уже успевает присвоить потерянную вещь себе. Это будет считаться фактом кражи?
– Безусловно, будет! Многие граждане попросту не знают, что найденные вещи нельзя забирать себе, а остальные надеются, что их не смогут ра-
зыскать. Однако у нас на вооружении существует большое количество методов, благодаря которым мы находим этих, как вы говорите, предприимчивых граждан. Например, очень помогают в работе камеры
видеонаблюдения, которыми оснащен аэропорт Владивостока. Они позволяют сотрудникам транспортной полиции в короткие сроки определять точное время совершения преступления, устанавливать причастных лиц и многое другое.
– Бывают ли в вашей службе интересные случаи? Расскажите о них.
– Вспоминается одна история. Прибывшие рейсом из Магадана граждане КНР привезли оттуда медвежьи лапы. В Китае это считается деликатесом, и стоят эти лапы очень дорого. Гости упорно пытались нам доказать, что это свинья. Было тяжело проводить первоначальные следственные действия с выявленными гражданами, потому что сразу после обнаружения незаконного груза они неожиданно забыли русский язык. Но мы нашли выход из положения, отыскав среди персонала аэропорта сотрудника, владеющего китайским языком. Тогда уже иностранным гражданам некуда было деться, пришлось признаться.
– Насколько изменилась криминальная обстановка в аэропорту за последние годы?
– Кардинально! Увеличилась раскрываемость, появилась организованность, опять–таки наладилось взаимодействие с другими службами аэропорта. Работа идет, она не останавливается, и это, конечно же, очень радует.
* * *
Работа транспортной полиции напрямую зависит от взаимодействия с другими службами. Серьезное значение имеет взаимодействие с департаментом авиационной безопасности ОАО «МАВ». О его задачах и методах работы рассказал директор департамента Константин ДЕМЕНЧУК.
– Какова главная задача департамента?
– Наша задача – это обеспечение авиационной и транспортной безопасности и оказание содействия сотрудникам линейного отдела полиции в аэропорту города Владивостока и другим государственным органам власти. Мы работаем на основании определенных технологий. Они разработаны в соответствии с Федеральным законом № 60 «Воздушный кодекс Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации № 897, приказом Минтранса России № 76 и др. Эти документы среди прочего определяют порядок и правила проведения предполетных и послеполетных досмотров.
Основной целью проведения послеполетного досмотра является выявление и задержание лиц, которым удалось пронести на борт воздушного судна в аэропорту вылета оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся, отравляющие, радиоактивные и другие опасные предметы и вещества, запрещенные к перевозке на воздушных судах гражданской авиации. Также немаловажной задачей является предупреждение, пресечение попыток хищения с борта воздушного судна оборудования, бортовых запасов, личных вещей, предметов членов экипажа и пассажиров.
– По–моему, уже все знают о том, насколько качественный досмотр производится в аэропорту, однако это никому не мешает предпринимать попытки пронести на борт запрещенные предметы и вещества, совершать иные преступления и правонарушения. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Менталитет у наших людей такой. Каждый считает, что это коснется кого угодно, кроме него самого. В аэропорту города Владивостока доводится информация о том, что запрещено перевозить. Это и звуковое оповещение, и информационные стенды, которые есть во всех помещениях в больших количествах. Поэтому сказать, что граждане нарушают закон от незнания, наверное, нельзя.
– Что же запрещенное к перевозу чаще всего встречается у пассажиров?
– Как правило, это ножи и патроны. Наша задача в данной ситуации – объяснить людям, как правильно отправить подобные вещи в точку назначения, не нарушая законодательства Российской Федерации.
– Многие граждане крайне возмущены тем, что теперь на объектах транспортной инфраструктуры проводится тщательный досмотр багажа, личных вещей и т. д. Насколько эти действия обоснованы?
– Это все делается в первую очередь для безопасности самих же граждан. Однако донести это до людей крайне сложно. В центральной части России досмотры давно уже считаются нормальной практикой. А наши сотрудники ежедневно выслушивают большое количество нелицеприятных фраз от пассажиров и провожающих–встречающих. При этом стоит понимать, что за относительно небольшой промежуток времени через одного служащего ДАБ проходит до тысячи человек. Поэтому не случайно на сегодняшний день много внимания уделяется именно психофизиологической подготовке сотрудников авиационной безопасности.
– А если человек категорически отказывается проходить через рамки металлоискателя и пропускать вещи через ленту интроскопа?
– В таком случае в соответствии с федеральным законом этот человек не допускается к перелету. Досмотр – это обязательное требование, и исключений здесь ни для кого быть не может.
– Налаженное взаимодействие сотрудников ДАБ и дальневосточной транспортной полиции является залогом успеха?
– Однозначно. Наша работа взаимосвязана и, если не будет понимания и четкого алгоритма действий в той или иной ситуации, не будет успехов и в выполнении задач.
– Насколько же эффективно это взаимодействие, на ваш взгляд?
– На данный момент наша совместная работа на очень высоком уровне. Есть понимание, содействие и постоянное усовершенствование технологий. А вообще, лучший показатель – это результаты работы. А они есть, причем очень хорошие.
Арина ПЕРЕПЕЛИЦА,
пресс–служба Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте
4.12.2014