• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

В библиотеке поселилась мышь...

2_s.jpgСовременные технологии не отбили у студентов тягу к печатным изданиям.

2.jpgПримета нашего времени – пустующие помещения вузовских библиотек. Многие студенты при подготовке к занятиям «живой» книге предпочитают компьютерную мышь. Стоит ли осуждать их за это? Транспортные университеты адаптируются к новым реалиям, подключаясь к ресурсам единой электронно–библиотечной системы, переводя часть архивов на электронные носители и оборудуя компьютерные классы. Не стал исключением и библиотечный комплекс Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
В профессорском читальном зале библиотеки ПГУПСа, где, несмотря на название, занимаются и студенты, в утренние часы (в разгар семинаров и лекций) ни души. Немноголюдно здесь и в вечернее время. Неужели редкие экземпляры книг, пособий по истории железной дороги, мостостроению, архитектуре и строительству, изданных еще в ХIХ веке, ныне утратили свою притягательную силу? А ведь когда–то, вспоминают старожилы, аспиранты и студенты вуза записывались в этот читальный зал заблаговременно – за несколько дней, а то и недель вперед.
Первое впечатление обманчиво, убеждает директор научно–технической библиотеки ПГУПСа
Людмила Родионова. Молодые люди читать меньше не стали. Просто в наши дни первокурсник помимо читательского билета получает логин и пароль для доступа к всевозможным электронным ресурсам вуза, так что студенты могут читать многие книги за компьютером, не выходя из дома.
Может быть, необходимость в обращении к бумажным носителям и вовсе отпала? Сергей Дубровин, второкурсник заочного отделения вуза, получающий специальность по экономике и бухгалтерскому учету, согласен: с развитием интернет–технологий студенты действительно стали меньше посещать библиотеку. И Сергей не видит в этом трагедии. Подавляющее большинство изданий, рекомендованных к изучению преподавателями, по его словам, без труда можно найти в виртуальном пространстве.
В компьютерные классы библиотеки ПГУПСа, как в Тулу со своим самоваром, он приходит с личным КПК в руках, чтобы не тратить время на перенос информации на бумагу, дискету или флэшку. И, заметьте, парень посещает библиотеку стабильно, хотя мог бы заниматься за домашним компьютером. Правда, объясняет Сергей Дубровин этот факт причиной прозаичной:
– Дома много «отвлекалок», те же компьютерные игры. Когда прихожу сюда, настраиваюсь на рабочий лад.
Работники компьютерного класса поясняют: система устроена таким образом, что «погулять» по сторонним сайтам студентам не удастся.
А для студентов и аспирантов иностранных вузов, которые проходят стажировку и продолжают обучение в престижном университете Санкт–Петербурга, использование электронных ресурсов при написании диплома или диссертации – настоящее спасение. Об этом поведали аспиранты кафедры «Мосты и тоннели» ПГУПСа Элбек Яхшиев и Хасан Умаров, которые окончили Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта по программам бакалавриата и продолжили обучение в России. Как отмечают выпускники узбекского вуза, если уровень владения русским языком у кого–то далек от идеала, то выручает возможность ориентирования в электронном каталоге по ключевым словам.
Но в море ресурсов виртуальной сети можно найти далеко не всякую книгу. Аспирант ПГУПСа Сергей Критский начал изучать историю развития Санкт–Петербургского железнодорожного узла четыре года назад, когда работал машинистом электропоезда на Октябрьской железной дороге. Сейчас он, кстати, занимает должность инженера отдела эксплуатации одного из подразделений РЖД. По словам Сергея, в Интернете книг на исследуемую тему недостаточно, информация из некоторых источников нуждается в проверке. Поэтому он поставил перед собой задачу изучить редкие книги по теме и обобщить архивные материалы в рамках диссертационной работы.
– Сегодня потенциал нашего железнодорожного узла не до конца используется в сравнении с довоенным периодом, поэтому необходима его реконструкция, – к такому серьезному выводу пришел Сергей Критский. Что ж, пожелаем удачи молодому специалисту и отправимся в самый оживленный отдел общественно–политической литературы библиотечного комплекса ПГУПСа, который сохранил свое название с советских времен.
Любопытно, что в этом отделе студенты могут не только заказать нужную книгу, но и скоротать время за своими делами во время перерывов между парами. Отрадно видеть, что идут сюда не только чтобы зарядить телефон или планшет, но и подготовить доклад на заданную тему, доделать чертеж и потренироваться в решении трудных задачек по сопромату. Важное правило – не мешать заниматься соседу. Первокурсник факультета строительства железных дорог, мостов и транспортных тоннелей Глеб Яковлев помогает одногруппнице Виктории Медведевой, объясняя ей решение задач по теоретической механике. Для этого студенты взяли в научно–техническом отделе задачник, которого, как они утверждают, не найти в Интернете. Что касается электронных версий методичек, то Виктория и Глеб предпочитают обращаться к бумажным носителям.
– В библиотеке сама обстановка располагает к работе, – говорит Вика.
– Иногда бывают «окна» между парами, пока доедешь до дома, потратишь уйму времени. А вот художественную литературу можно читать и в общественном транспорте, и после учебы – для этого не обязательно посещать библиотеку, – добавляет Глеб.
Старшекурсник Иван Воробьев, получающий специальность в области транспортного строительства, идет в библиотеку по необходимости. Есть предметы, по которым учебную литературу в Интернете не найти, поясняет он. Но бывает, что интересующая  информация (по СНиПам, другим нормативным документам) есть только в Сети.
– Конечно, без компьютера современному студенту никуда. В Сети основные книжные фонды уже оцифрованы, только очень редкие книги еще не найти в электронной библиотеке, – делится наблюдениями Иван Воробьев.  
В руках у студентки Ирины Громяк, обучающейся по специальности бухгалтерский учет, книга по политологии. По ее словам, этот учебник можно получить и в читальном зале, и в электронной библиотеке. Однако читать книгу как–то привычнее, да и зрение бережешь. Ведь за работой на компьютере глаза устают.
Первокурсники Александр Иванов и Анастасия Баженова утверждают, что в последнее время в библиотеку стали ходить чаще. Объясняют просто – здесь тихо, и каждый занят делом. Кроме того, как призналась Анастасия, ей категорически не нравятся оцифрованные книги.
– Понимаете, этот вопрос, наверное, связан с эстетической составляющей. Каждый сам решает, как удобнее ему работать. Но мне лично нравится именно печатная книга, – поясняет свою позицию Анастасия. Сходной точки зрения придерживается студентка Евгения Лобанова, а также некоторые другие завсегдатаи библиотеки вуза.
В общем, атмосфера в этом зале царит какая–то умиротворяющая. Может быть, неспроста. Помещение, в котором располагается отдел общественно–политической литературы научно–технической библиотеки ПГУПСа имеет свою историю. Мало кто знает, что в конце XIX века здесь располагалась институтская церковь.
По словам ведущего библиотекаря отдела общественно–политической литературы Ирины Тепановой, в 1884 году по проекту инженера–архитектора А.А. Докушевского домовая церковь университета была перестроена из чертежного зала. Она сохранила форму базилики с двумя рядами одиночных колонн, которые делили помещение на три нефа. Своды покрывала красивая лепка. Интерьер был оформлен в соответствии со стилем православного храма.
В наши дни напоминают об этом разве что мраморные подоконники, материал для них в свое время был пожертвован Обществом вспомоществования недостаточным студентам Института инженеров путей сообщения. Несмотря на то, что церковное убранство до наших дней не сохранилось, само помещение осталось без изменения. В конце 30–х годов прошлого века по решению городской партийной организации при кабинете марксизма–ленинизма была создана социально–экономическая библиотека. В 1936 году она вошла в состав библиотеки вуза на правах отдела.
Заглянул я и в фонд отдела художественной литературы. Он небольшой, но хорошо укомплектованный. Здесь можно найти литературу на любой вкус: русская и зарубежная классика, книги современных авторов, детективы, мемуары, издания по искусству, архитектуре.
– Нет, что вы! Студенты не стали меньше читать, – заверила завотделом художественной литературы Наталья Сиверс. – По–прежнему популярностью у студентов пользуется нестареющая классика –  произведения Ремарка, Достоевского, Толстого… 
В общем, студентов ПГУПСа равнодушными к книге не назовешь. В год библиотека университета получает до 30 тыс. единиц учебной и иной литературы. Ее книжный фонд ныне составляет свыше 1 млн экземпляров. Библиотека располагает электронным каталогом, в который введено более 170 тыс. названий. Однако, как отмечает директор НТБ ПГУПСа Людмила Родионова, в настоящий момент в связи с динамичным развитием электронных сервисов возникают определенные проблемы, связанные с тем, что каждое издательство разрабатывает свои условия использования ресурса. Таким образом, библиотекари озабочены проблемой получения единого входа в различные электронные системы, чтобы студентам и сотрудникам вуза не приходилось постоянно регистрироваться заново.
По словам Людмилы Родионовой, в фондах библиотеки вуза хранятся редчайшие книги и альбомы по истории железнодорожного транспорта. Ветхие экземпляры необходимо переводить в электронный формат в первую очередь. Для масштабной работы над этим благим проектом понадобится закупка специализированного оборудования – дорогостоящего профессионального сканера. Только так удастся обеспечить сохранность уникальных изданий, многие из которых существуют лишь в единичном экземпляре.


Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото автора

5.05.2016

 

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya