• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Вот билет на балет

Вот билет на балетОтдел аналитического управления Госдумы подготовил обзор законодательства субъектов Российской Федерации, направленный на борьбу с безбилетным проездом на транспорте общего пользования.

Вот билет на балетОтдел аналитического управления Госдумы подготовил обзор законодательства субъектов Российской Федерации, направленный на борьбу с безбилетным проездом на транспорте общего пользования. В нем, в частности, говорится, что проблема безбилетников на транспорте является одной из самых застарелых и трудноразрешимых. На первом месте  причины экономического характера. Группа аналитиков  из восьми экспертов во главе с советником отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Госдумы Петром Басовым считает, что тарифы на перевозки обгоняют темпы роста доходов населения и для некоторых категорий граждан расходы на проезд становятся чересчур обременительными. В то же время убытки, которые приносят безбилетники, огромны: только Московская железная дорога ежедневно теряет из–за них до 200 тыс. рублей на каждом направлении.


Небольшой опрос, проведенный в январе журналистами в одном из сообществ Живого журнала (ЖЖ), показал: 59,7% опрошенных жителей Москвы и Подмосковья после двойного повышения цен на билеты решили попросту не платить за проезд и избегать встреч с контролером. Они подсчитали, что им теперь придется платить за проезд на работу около 3 тыс. рублей в месяц, а многие просто не могут себе это позволить. Все это подтверждает, что у такого явления, как засилье безбилетников в общественном транспорте, в первую очередь социальная подоплека. В конечном итоге «зайцы» – обычные люди, большинство из которых нарушает правила не из принципа, а в силу обстоятельств – финансовые проблемы, отсутствие работы и т. п.
На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. В связи с принятием 9 ноября 2009 года федерального закона № 249–ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» контролеры теперь не имеют права брать с безбилетников штрафы на месте. Из кодекса исключена статья, которая наделяла контролеров правом взимать штрафы на месте совершения административного правонарушения.
Сегодня новый порядок практически исключает такую меру воздействия на безбилетников, как денежный штраф. Контролеры, уличив пассажира в безбилетном проезде, должны предложить ему погасить проездной талон, оплатить проезд или покинуть транспорт. По мнению юриста общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрия Лесняка, «если человек откажется это делать, единственный вариант исправить ситуацию – попросить водителя транспортного средства остановиться и не продолжать движение до тех пор, пока безбилетник не выйдет или не расплатится. Однако это может привести к затруднению движения и созданию пробок». Правда, в конфликтной ситуации контролеры могут вызвать сотрудников милиции, которые составят протокол об административном правонарушении – тогда пассажира отправят платить штраф в Сбербанк. Сумма штрафа осталась прежней – 100 рублей, но это крайняя мера, которая практически не работает.
В Москве ежедневно свыше 300 контролеров «Мосгортранса» выходят на маршруты. С нововведением их зарплата уже не зависит от количества штрафов, в среднем они получают по 24 тыс. рублей – за то, что взывают к совести пассажира, уговаривая пробить билетик или освободить салон. А «заяц» в этом случае просто перепрыгивает в следующий автобус или троллейбус. Невольно возникает вопрос: какой смысл содержать армию ведомственных контролеров, которые не могут наказать «зайца» рублем?
На Московской железной дороге вместо контролеров по пригородным электричкам давно уже ходят ревизоры. Они тоже не имеют права брать штрафы, а только «обилечивают», беря за услугу 24 рубля «сверху».
В конце января 2010 года президент РЖД Владимир Якунин заявил, что до 30% пассажиров пригородных электричек в России ездят без билетов. Но цифра представляется явно заниженной: обычно при появлении контролеров в вагоне остается менее 30% пассажиров. В любом случае, очевидно: граждане в массовом порядке отказываются платить за проезд. Турникеты не спасают, а охранники и контролеры уже заражены коррупцией. Причем за прилюдное получение мзды их даже невозможно привлечь к уголовной ответственности. Статья 204 Уголовного кодекса «Коммерческий подкуп» предусматривает наказание для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. А сторож при турникете, как и контролер в электричке, ничем не управляет. Но если кассира–контролера теоретически можно выгнать за «утрату доверия» как работника, «непосредственно обслуживающего денежные ценности» (так сформулировано в Трудовом кодексе), то охранник никакие денежные ценности обслуживать и не брался, а значит и уволить его за мздоимство невозможно – это пробел в законодательстве. Привлечь к ответственности безбилетников тоже невозможно. Пока еще Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за безбилетный проезд в 100 руб. Но РЖД – коммерческая организация и штрафовать никого не может, не могут железнодорожники и требовать паспорт, чтобы в судебном порядке взыскать стоимость проезда.
По оценкам специалистов РЖД на самых загруженных транспортных узлах – в Москве и Санкт–Петербурге – число пассажиров без билетов и тех, кто берет самые дешевые билеты до ближайшей станции, а едет дальше, может достигать 40%. По подсчетам специалистов практически каждый третий пассажир электрички не покупает билет, а километров за 70 от Москвы уже половина не тратится на проезд. Тем не менее всякий объявленный месячник, когда ревизоры–кассиры в сопровождении «чоповцев» ходят по вагонам, проверяя билеты, дает эффект: сбор денег увеличивается почти на 20%. Например, на белорусском направлении работают 85 контролеров, которые в среднем за день сдают по 5–7 тыс. рублей – в сумме это дает 400–600 тыс. рублей в день.
Как показывает анализ нормативной базы субъектов Российской Федерации, нормы об ответственности за безбилетный проезд в городском и пригородном транспорте содержатся в законодательстве практически всех субъектов. Практически везде они включены в региональные законы (кодексы) об административных правонарушениях. Сумма штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный багаж стандартная – 100 рублей, имеются единичные случаи отклонения, например,  в Республике Хакасия штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет 100 рублей, в пригородном – 200 рублей, в Саратовской области эти суммы составляют соответственно 100 и 500 рублей, в Брянской области сумма штрафа равна 150 рублей, в Омской – от 100 до 150 рублей, в Магаданской – от 100 до 200 рублей, в Калининградской – от 100 до 300 рублей, в Московской области – 8 МРОТ. Минимальная сумма штрафа установлена в Еврейской автономной области – 20 рублей, а максимальная – в Псковской области – 500 рублей.
Дела об административных правонарушениях по статьям «Безбилетный проезд» в основном рассматривают административные комиссии, в некоторых субъектах – мировые судьи. Правом составления протоколов наделены должностные лица органов внутренних дел, милиции, общественной безопасности, контролеры–ревизоры и иные уполномоченные сотрудники транспортных организаций. Штраф налагается контролерами, другими работниками пассажирского транспорта, допущенными к контролю, а также сотрудниками милиции.
Изменения, внесенные федеральным законодателем в Кодекс об административных правонарушениях, уже  приводят к корректировке региональных законов.
Так, власти Республики Мордовия уже запретили взимать штрафы за безбилетный проезд. Теперь порядок наказания безбилетников, не противоречащий федеральному законодательству, придется срочно разрабатывать местным депутатам. Кроме того, согласно вердикту, главы местных администраций, председатели, заместители председателей и секретари административных комиссий также не могут составлять административные протоколы в отношении нарушителей. В июле 2010 года Верховный суд Республики Мордовия признал ряд положений региональных нормативных актов незаконными. Однако госсобрание республики с решением не согласилось и опротестовало его в Верховном суде РФ. Тем не менее вышестоящая инстанция также встала на сторону прокуратуры.
В структуре Горьковской железной дороги заниматься проблемой безбилетников в новом году будут созданные с 1 декабря 2009 года в структуре ГЖД пригородные пассажирские компании ОАО «Волго–Вятская пригородная пассажирская компания» с центром в Нижнем Новгороде и ОАО «Содружество» в Казани. Основная задача этих компаний как перевозчиков будет заключаться в обеспечении безубыточной деятельности, включающей в том числе проведение обоснованной тарифной политики.
В Ярославской области контролеры контрольно–ревизорской службы, проверив наличие билетов у пассажиров, приглашают безбилетных граждан пройти в машину, где находятся два сотрудника отдела милиции. Они оформляют протоколы об административном правонарушении. И если раньше безбилетник мог просто отдать сумму штрафа, то теперь сотрудник милиции спрашивает имя, фамилию, отчество и место проживания. Получив данные на безбилетника, милиционер связывается по рации с дежурной частью, выясняет, есть ли у гражданина другие правонарушения, есть ли какие непогашенные задолженности, не числится ли он в федеральном розыске, не прячется ли от алиментов. Безбилетника сканируют, словно рентгеном, только потом выписывают протокол о правонарушении. Копию отдают нарушителю, а сам протокол доставляется в территориальную районную администрацию Ярославля на рассмотрение административной комиссии. Безбилетник обязан прийти на это заседание. Если он не придет, то комиссия сможет без него рассмотреть дело или наложить еще штраф за неявку на комиссию.
Безбилетники порождают еще одну проблему: наполняемость поездов. Специалисты Северной железной дороги (СЖД) анализируют ее по количеству оформленных проездных билетов, но реальный пассажиропоток в разы больше. «Мы ведь не можем пустить состав, рассчитанный на 300 пассажиров, если по документам в этом направлении ездят 100, – говорит заместитель начальника СЖД по пассажирским перевозкам Александр Трофимов. – Вот и приходится честным гражданам стоять в тесноте, в то время как пронырливые безбилетники еще и сидячие места занимают».
В пригородных поездах, курсирующих по территории Свердловской и Тюменской областей, в 2009 году были выявлены 159 тыс. «зайцев», с которых взыскано 3,18 млн рублей. Это лишь безбилетники, обнаруженные в результате проверок. По оценкам же самих железнодорожников реальное количество нарушителей больше, а сумма убытков, которые приносит железной дороге данная категория пассажиров, может исчисляться десятками миллионов рублей. По итогам 2008 года убытки «РЖД» составили более 28 млрд рублей, и только на Свердловской железной дороге убытки в 2008 году составили 1 млрд 21 млн рублей.
Специалисты транспортного управления администрации Калининграда совместно с сотрудниками ГИБДД и УВД области систематически проводят плановые проверки соблюдения правил пассажирских перевозок в Калининграде. Одной из проблем, которой уделяется значительно меньше внимания, чем проблеме безбилетного проезда, является ответственность водителей за безбилетный провоз пассажиров. Согласно статье 70 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области, безбилетный провоз в пассажирском транспорте общего пользования влечет ответственность для водителей в размере от одной до пяти тысяч.
На Восточно–Сибирской железной дороге с безбилетных пассажиров в электричках взимают 101 рубль дополнительно к стоимости проезда. Дополнительные деньги к оплате билета взимаются только с безбилетных пассажиров, которые совершили посадку на станции, где работают кассы.
А как борются с безбилетниками в государствах СНГ и дальнего зарубежья?
На пространстве СНГ интерес представляет опыт Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за безбилетный проезд урегулирован в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Сумма штрафа составляет 0,2 базовой величины (базовая величина = 35 тыс. рублей) и равняется 7 тыс. рублей (в пересчете на российские рубли – 69 рублей). Кроме того, введена накопительная система штрафов за безбилетный проезд, а в случае неоднократного нарушения размер штрафа увеличивается и также появляется возможность привлечь нарушителя к общественным работам. Контролируют данную сферу органы Министерства жилищно–коммунального хозяйства Республики Беларусь.
В Азербайджане решением Министерства транспорта Азербайджана жители Баку, пожелавшие проехать в общественном транспорте без билета, штрафуются на сумму, равную 10 долларам.
В Армении за безбилетный проезд пассажиров, а также провоз без проездного документа детей в возрасте от 10 до 16 лет налагается штраф в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, то есть 10 долларов. Одновременно с этим взыскивается стоимость проезда от места посадки пассажира в поезд до пункта назначения.
При поездке в транспорте Лондона необходимо иметь билет, который дает право на всю запланированную пассажиром поездку. В противном случае его могут оштрафовать. Штраф за безбилетный проезд составляет 10 фунтов в лондонском метро и 5 фунтов – в автобусе. Интересно то, что штраф можно обжаловать в течение 21 дня с момента выписки, для чего необходимо подать апелляцию. В Манчестере самый популярный вид транспорта – трамваи, но безбилетный проезд здесь строго штрафуется – 85 фунтов!
Во французской  Ницце проезд по городу стоит 1 евро, возможна пересадка. Вход в автобусы – в переднюю дверь через турникет (валидатор). Раньше «обилечивание» было полностью возложено на водителей автобусов, с появлением трамвая появились автоматы на трамвайных остановках, вход в трамвай – через все двери. Автобусы в аэропорт стоят дороже – более 2 евро, но на них действителен дневной билет за 4 евро. Штраф за безбилетный проезд – 35 евро, за непробитый билет – 25 евро. Если «заяц» начинает пререкаться с контролером, сумма штрафа возрастает.
В Германии штрафы за безбилетный проезд весьма высоки – от 20 до 60 евро. Контролеры в метро – обычное явление. По неофициальной информации, безбилетный проезд вполне может стать основанием для внесения в черный список иностранцев, нежелательных для въезда в Германию.
Берлин разделен на три транспортные зоны: a, b, c. Штраф за безбилетный проезд составляет 30–40 евро в зависимости от зоны. Билеты на поезда нужно приобретать заранее и сохранять билет до конца поездки, иначе могут оштрафовать на 40 евро за безбилетный проезд. В Гамбурге штраф за безбилетный проезд составляет 60 евро, во Франкфурте–на–Майне за безбилетный проезд  на электричке придется заплатить 40 евро.
В Финляндии иногда в вагонах метро появляются контролеры. За безбилетный проезд взимается штраф 50 евро плюс стоимость билета на одну поездку.
В Японии в поездах обычно за безбилетный проезд требуют заплатить тройной размер стоимости билета, при этом стоимость билета зависит от зоны поездки. Если возникают какие–то проблемы с нарушителями, железнодорожники без колебаний отдают их полиции. Например, за перепрыгивание через турникет обычно сразу выставляют счет за причинение материального ущерба, как если бы нарушитель сломал этот самый турникет. В Японии самый дорогой в мире общественный транспорт, но, в отличие от всех других стран, в нем вообще не предусмотрены штрафы за безбилетный проезд – может быть, потому, что проехать без билета при существующей системе контроля на входе и выходе там практически невозможно.

Публикацию подготовил
Алексей КАЗАКОВ

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya