• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Штучная профессия

14186_s.jpgВ МГТУ ГА делается упор на тренажерную и практическую подготовку будущих специалистов.

Штучная профессияСоздание кафедры управления воздушным судном и открытие новой специальности по подготовке авиадиспетчеров в Московском государственном техническом университете гражданской авиации было продиктовано жизненной необходимостью. Несколько лет назад с такой просьбой к вузу обратился Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) в связи с прогнозом острой нехватки авиадиспетчеров.
Первый выпуск авиадиспетчеров МГТУ ГА осуществил в 2011 году. Из двенадцати человек 11 пришли на работу в МЦ АУВД, и теперь количество выпускников вуза увеличивается с каждым годом. По словам руководителя курсов по аэродромному, радиотехническому и  электросветотехническому обеспечению полетов профессора Евгения Нечаева, в МГТУ ГА при обучении авиационных диспетчеров по программам бакалавриата упор делается прежде всего на тренажерную подготовку. Современное комплексное тренажерное оборудование позволяет отрабатывать действия будущих специалистов. На компьютерном оборудовании можно моделировать различные нештатные ситуации: экстремальные погодные условия, пожары на борту виртуальных самолетов, появление посторонних объектов на взлетно–посадочной полосе, например, автомобилей или птиц.
Как отметил Евгений Нечаев, студенты, принятые в образовательные учреждения на целевое обучение и заключившие с МЦ АУВД ученические контракты, обучаются за счет средств федерального бюджета, получают ежемесячную дополнительную стипендию и гарантию трудоустройства в МЦ АУВД. В соответствии с соглашением по организации учебного процесса сначала студенты обучаются в стенах МГТУ ГА, а на старшем курсе стажируются на базе Московского центра, где, кстати, планируется создание филиала профилирующей кафедры управления воздушным движением (УВД) университета.
В 2012 году по программе целевой контрактной подготовки авиаспециалистов для МЦ АУВД в университет поступили 27 человек – 25 диспетчеров и 2 инженера по организации радиотехнического обеспечения полетов. Всего по контракту с МЦ АУВД на бюджетной основе в университете обучаются более 100 человек. В настоящее время МЦ АУВД исполняет обязательства работодателя по более чем 200 ученическим контрактам и договорам, около 100 молодых специалистов проходят стажировку после обучения или уже приступили к самостоятельной работе в качестве диспетчеров УВД.
В 2013 году МЦ АУВД в очередной раз принял участие в организации целевого набора на диспетчерские специальности. С участниками целевого набора после зачисления на обучение заключены более 30 ученических контрактов. Большая часть студентов–контрактников, поступивших в 2013 году на диспетчерские специальности, пройдет обучение по программе бакалавриата и уже в 2017 году получит дипломы. А в октябре 2013 года МЦ АУВД приступил к организации целевого набора 2014 года.
В состав преподавателей кафедры управления воздушным движением входят действующие специалисты МЦ АУВД, подчеркнул Евгений Нечаев. Впрочем, привлечение диспетчеров на работу по совместительству в качестве преподавателей вуза было сопряжено с определенными трудностями. Оклад преподавателя в сравнении с зарплатой диспетчера скромный. Но преемственность поколений уже ощущается.
Виктория Чернышева, с отличием окончившая МГТУ ГА в 2012 году по специальности, связанной с организацией воздушного движения, пришла на родную кафедру помочь первокурсникам с лабораторными работами. Вот уже два года Виктория работает на одном из секторов районного диспетчерского центра МЦ АУВД. Девушка вспоминает, как после получения официального сертификата, подтверждающего уровень владения английским языком по шкале ИКАО, и прохождения врачебно–летной экспертной комиссии пришла на стажировку и очень волновалась, впервые попав в настоящий командно–диспетчерский пункт под руководство инструкторов. На рабочем месте пришлось осваивать шведскую автоматизированную систему управления воздушным движением «Теркас». В МГТУ ГА установлены аналоги тренажеров более современного оборудования. Но принцип работы похожий.
По словам ведущего инженера кафедры управления воздушным судном и учебно–тренажерного центра УВД Виктора Цепилова, диспетчерские тренажеры «Синтез–АР2» и «Синтез–АР4» предназначены для обучения и тренировки диспетчерского персонала, начиная от первоначальной подготовки студентов по направлению «Аэронавигация» до отработки и поддержания на высоком уровне практических навыков диспетчеров УВД авиапредприятий.
Комплексный системный тренажер решает задачи подготовки диспетчеров УВД районов и аэродромных зон, адаптируется к соответствующим зонам и секторам (район, подход, круг, посадка и старт, руление). В визуализации программного обеспечения задействованы два аэропорта Московского авиаузла – Внуково и Шереметьево.
В структуре системного тренажера заложен модульный принцип построения, реализующий архитектуру открытых информационных систем. Это обеспечивает конструктивную универсальность каждого функционального модуля. Системный тренажер складывается из универсальных тренажерных модулей, которые обеспечивают моделирование движения до 16 управляемых и до 32 неуправляемых воздушных судов в соответствии с их аэродинамическими характеристиками.
В прошлом году МГТУ ГА получил патент на разработанный учеными вуза новейший способ обучения авиадиспетчеров. Новый метод позволяет обучать специалистов диспетчерских пунктов руления, старта и посадки с помощью специального тренажера, в котором использованы технологии комбинированной реальности. Шлем виртуальной реальности, снабженный двумя микродисплеями и двумя видеокамерами, позволяет формировать стереоизображения трехмерных виртуальных объектов и накладывать их на видеоизображение реального летного поля. За счет полученной возможности моделировать различные ситуации, близкие к реальным, и происходит процесс тренировки авиадиспетчеров.
За последние годы МГТУ ГА приобрел новые авиационные тренажеры Boeing–747, Boeing–737, а также Аirbus A320 и Airbus A330 типа «Touch Screen Trainer (TST)», предназначенные для обучения студентов по направлениям «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Техническая эксплуатация авиационных систем и пилотажно–навигационных комплексов». Тренажер Airbus A330 состоит из 2D виртуальных панелей, которые имитируют реальные пульты самолета. Кабинные пульты имитируются на семи 24–дюймовых экранах LCD. Каждый компонент панелей (переключатели, кнопки, ручки, сенсоры) функционирует за счет прикасания к этим элементам (touch screen), их размеры и местоположение точно соответствуют конструкции кабины самолета. В состав каждого тренажера входят 2 кресла для пилотов. Програм-
мное обеспечение тренажера в первую очередь способствует обучению техническому обслуживанию самолета.
Прежде чем самолет взлетит, необходимо проверить готовность всех систем к взлету. Неисправности имитируются тренажером с выдачей предупреждающих сообщений на ECAM. Перечень имитируемых неисправностей соответствует официальным требованиям производителей самолетов к обучающим тренажерам. В режиме СВТ (Computer Based Traning) студент имеет возможность вспомнить основные функциональные системы самолета и ознакомиться с кабинными панелями и управлением.
Руководство вуза подчеркивает: главное, что удалось сделать МГТУ ГА за последнее время, – сохранить систему специалитета для подготовки инженеров гражданской авиации. Переходя, как и другие российские вузы, к двухуровневой системе базовой подготовки специалистов высшего профессионального образования «бакалавр–магистр», оставили в прежнем объеме и подготовку авиационных инженеров. Совместными усилиями со специалистами Минтранса России, Росавиации был найден консенсус. Удалось убедить Министерство образования и науки, что для сферы технической эксплуатации авиационной техники крайне необходимы инженеры, имеющие не только основательные теоретические знания, но и практические навыки работы.
Отвечая требованиям времени, в 2011–2012 учебном году на базе МГТУ ГА был открыт Центр транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта, который обеспечен самым современным оборудованием: например, стендами и макетами самодельных взрывчатых устройств, образцами боеприпасов, муляжами боевых и промышленных взрывчатых веществ, образцами холодного и газового оружия и т. п. Уникальная мультимедийная обучающая система позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению авиационных специалистов в зависимости от занимаемой должности в системе обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта, базового образования, индивидуальных особенностей обучающегося. Сам процесс обучения выстраивается при помощи сценариев различных кризисных ситуаций, связанных с незаконными проникновениями в деятельность авиации.
Кроме того, был сформирован Научно–образовательный тренажерный центр (НОТЦ), который создан для организации и проведения профессиональной подготовки студентов, аспирантов и авиационного инженерно–технического персонала на авиационных тренажерах, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основании утвержденных учебных планов и рабочих программ цикла специальных технических дисциплин. В составе НОТЦ функционирует студенческое конструкторское бюро (СКБ), которое занимается разработкой сверхлегких летательных аппаратов. Разработки СКБ регулярно выставляются на ВВЦ, где неоднократно занимали призовые места. СКБ является постоянным участником Московского аэрокосмического салона.


Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

7.05.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya